Конфереция

Проверит ли генпрокуратура нелегальных продавцов топлива?

Пока Генпрокуратура по поручению президента России проверяет НПЗ и АЗС, только в Санкт-Петербурге объемы нелегального рынка дизельного топлива по данным Нефтяного клуба оцениваются в 10 – 15 тыс. тонн в месяц (3,5 – 5 млрд рублей в год) — это эквивалент крупного, заметного игрока на рынке, который не платит налоги, экономя деньги на экологической и технологической безопасности горожан и никак не проверяется контролирующими органами. Проблема некачественного топлива действительно существует, но проявляет она себя в секторе нелегального рынка.

На днях стало известно, что Генеральной прокуратурой Российской Федерации в связи с поручением Президента Владимира Путина организовано проведение надзорных мероприятий по выявлению и пресечению нарушений законодательства в деятельности нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз и автозаправочных станций, связанных с производством, хранением и реализацией автомобильного топлива (бензина и дизельного топлива) ненадлежащего качества. Реализация проверок будет осуществлена с участием специалистов Госстандарта и Ростехнадзора.

Прокуратура Санкт-Петербурга проверки по выявлению и пресечению нарушений законодательства в деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере производства, хранения и реализации автомобильного топлива проводит в период с 19 мая по 04 июня 2015 года.

Еще в конце апреля Владимир Путин возмутился качеством автомобильного топлива на АЗС. «Это хищения на самом деле. Это ведет не только к проблемам, что двигатели летят. Это просто обман покупателей. И что, нет ни одного привлеченного?» - заявил президент после доклада главы Минпромторга Дениса Мантурова. «Попрошу Генпрокуратуру вместе с вами и другими ведомствами проанализировать ситуацию в этой сфере», - сказал глава государства.

После майских праздников Генпрокуратура приступила к действиям. Подобные нарушения наиболее типичны для мелких производителей и продавцов автомобильного топлива, имеют место случаи хищений продукции и обмана потребителей, отмечается в сообщении Генпрокуратуры.

Кого на самом деле надо проверять

О хищениях и обмане (т.е. производстве суррогата) стоит поговорить подробнее. По всей стране, в частности в Северо-западном регионе, процветает повсеместная торговля нелегальным (украденным или произведенным незаконно ) топливом, преимущественно, дизельным. Участники топливного рынка уже давно отмечают, что в регионе имеют место многочисленные случаи отпуска дизельного топлива с использованием бензовозов и модулей, установленных на автомобильных дорогах (КАД) и на внутренней территории предприятий без необходимых согласований. По оценкам участников «серый» рынок реализации нефтепродуктов составляет около 10-15% рынка реализации дизельного топлива в городе, количество нелегальных мест сбыта постоянно растет и сегодня превышает 25% от объема рынка легальных операторов. Со стороны «серого» рынка имеется устойчивый спрос на нефтепродукты с проведением расчетов за наличные денежные средства с участием «фирм-однодневок». Их легко найти в поисковике в Интернете по запросу «дизельное топливо в Санкт-Петербурге». В силу дешевизны и отсутствия необходимости уплаты налогов, спрос на такие нефтепродукты постоянно растет.

Участниками рынка замечено, что масштабы нелегальной торговли топливом наиболее ярко проявляются в холода. Водители фур и грузовиков нередко в целях экономии заправляются с бензовозов или внутриведомтсвенный расходных складов (попросту, контейнеров). Однако, в морозы, опасаясь проблем с двигателем из-за топлива сомнительного происхождения, фуры и грузовики предпочитают заправляться на обычных АЗС. По данным Нефтяного клуба Санкт-Петербург, рост объемов реализации дизельного топлива в морозы составляет от 500 до 700 тысяч литров в сутки. А с приходом весны и оттепели нелегальная торговля дизелем снова возобновляет свою работу.

dxz552m.jpg

Как правило, бензовозы размещаются недалеко от автозаправочных станций, забирая у нее клиентов за счет цены. Случаи продажи дизельного топлива с передвижных АЗС (бензовозов), на транзитных стоянках большегрузного автотранспорта («отстойниках» КАД, федеральных автотрассах проходящих по территории Ленинградской области), и реализация топлива посредством модульных АЗС, установленных на внутренней территории автотранспортных предприятий без необходимых согласований, носят массовый характер.

Потребителями топлива с контейнерных АЗС, установленных на территории предприятий, являются преимущественно транспортные компании, пытающиеся сэкономить. При этом поставщики оборудования, контейнерных станций, в данном случае никакой ответственности не несут. Поставщики нефтепродуктов, как правило, тоже, поскольку это топливо имеет все необходимые сертификаты, транспортные и иные документы. Законодательство позволяет при поставке топлива пользоваться простыми ксерокопиями документов. Весь массив реализованного топлива такой категорией продавцов не проходит через контрольно-кассовые машины и не учитывается бухгалтерскими документами, что в свою очередь исключает его из налогообложения, грубо нарушая нормы Налогового Кодекса РФ.

Фоторепортаж с рейда по определению местонахождения нелегальных продавцов топлива

Поскольку спрос дешевого дизеля рождает предложение, нелегалы сумели за годы своей деятельности создать целые сети подобных точек розлива нефтепродуктов. Рост объемов закупок оборудования по розливу нефтепродуктов (контейнерные станции) указывает факт увеличения прокачек ворованного или суррогатного топлива.

hpj7wgd.jpg

Откуда ворованное топливо

Проблему массовых хищений нефтепродуктов путем несанкционированных врезок в трубопроводы испытывает ОАО «Транснефть», производственный комплекс которой в Ленинградской области включает перекачивающие станции и диспетчерские пункты, резервуарные парки, морские терминалы, более тысячи километров линейной части магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. В компании отмечают, что хищения с магистральных трубопроводов в большинстве случаев посильны только организованным группам, специализирующимся на этой криминальной деятельности и имеющим в своем распоряжении соответствующие технические возможности и специалистов, а также финансовые ресурсы.

По данным компании, ущерб от хищений нефтепродуктов из трубопроводов в 2014 году составил более 710 т дизельного топлива стоимостью более 17,5 млн. руб. Это только часть похищенного топлива, т.к. универсального метода определения точного объема хищений не существует. Статистически в 2014 году в Ленинградской области выявлялось и ликвидировалось 6 врезок в месяц, т.е. по 1 - 2 врезки в неделю. Наиболее сложными для нефтяников являются весенний и осенний периоды, когда число врезок растет ввиду перспективы наступления благоприятных для сокрытия признаков хищений условий - травяного покрова летом и снежного зимой. Однако зависимость данной преступности только от сезонных погодных условий в последние годы в регионе объективно снижается, т.к. зимы стали малоснежными и теплыми.

В том же 2014 году в области было выявлено 68 врезок. Треть из них использовалась преступниками для хищений или могла быть использована в случае необнаружения их охраной трубопровода. Остальные случаи стали только покушениями на хищения, т.н. «заготовки». Наиболее криминальными с данной точки зрения уже традиционно становятся Тосненский, Всеволожский и Киришский районы.

Подробнее о несанкционированных врезках в трубопроводы и нелегальной торговле топливом читайте в интервью с зам.гендиректора ООО «Транснефть-Балтика» Сергеем Созиновым

Помимо врезок в трубопроводы, случаи воровства топлив фиксируются с нефтебаз. Также кражи дизельного топлива случаются с тепловозов на железной дороге.

«Бодяга» с мини-НПЗ

Похищенное дизельное топливо свозится на перевалочные базы или нелегальные мини-НПЗ, которых в Ленобласти по данным Нефтяного клуба насчитывается не менее 15, где оно смешивается с некондиционным нефтепродуктом или просто с нефтесодержащими смесями, на него оформляются официальные документы и «легализованный» нефтепродукт поступает на рынок. Продается он потребителю, как уже говорилось выше, на дорогах с передвижных емкостей, модульных заправок, а в промзонах порой и просто с бочек под маркой топлива заводского качества, но с заниженной ценой. Многочисленные «точки» торговли таким топливом известны, пожалуй, каждому второму водителю города и области.

А ведь именно этот рынок влияет на понятие «качества» для потребителя. И именно он нуждается в проверке.

70mewzr.jpg

В Ленобласти показательной была ситуация с мини-НПЗ в поселке Дружная Горка в Гатчинском районе, где с помощью малогабаритной нефтеперерабатывающей установки Н-150, мазут перерабатывали в высокооктановое топливо. После закрытия предприятия в Гатчинском районе аналогичное производство было организовано на территории промзоны «Фосфорит» в Кингисеппском районе Ленобласти. Полицейские и следователи провели обыски на территории этого подпольного завода. Организаторы производства принимали на переработку нефтепродукты, похищенные путем незаконных врезок в нефтепроводы.

Количество нелегальных мини-заводов, которые нефтяники называют «самоварами», не поддается учету. Такие заводы обычно обнаруживаются случайно в результате аварий на них, или же, расследуя случаи превышения допустимых выбросов в атмосферу продуктов горения, вырабатываемых такими заводами. Качество бензина или дизельного топлива, производимого такими установками, обычно весьма низкое.

«Бодяжники» покупают или воруют дешевое низкокачественное топливо и разбавляют им топливо более высокого качества. Множество таких заводов работают по различным «серым» схемам и поддельным документам. Некоторые просто выдают печное топливо за обычное с подлогом документов. По мнению экспертов, использование «серых» и откровенно криминальных схем делает малый нефтеперерабатывающий бизнес настолько рентабельным, что его не убьёт никакой налоговый режим. При этом обнаружить, что предприятие работает на нелегальном сырье зачастую непросто: достаточно «разбодяжить» топливо от различных поставщиков – и никакая экспертиза не поможет обнаружить происхождение нефтепродуктов. К слову сказать, правоохранительные органы и не всегда имеют возможность провести дорогостоящую экспертизу.

Аналитики оценивают прямой ущерб от незаконной врезки в трубопроводы в сумму от 600 миллионов до 2 миллиардов долларов в год, недополученные налоги - от 207 до 700 миллионов долларов. Ликвидация экологического ущерба стоит от 3 до 8 миллионов рублей на разлитую тонну нефти в зависимости от того, на грунте произошла утечка или на водной поверхности.

По разным данным сегодня в России зарегистрировано около 300 мини-НПЗ. По оценке ООО «ИнфоТЭК-консалт», количество реально существующих мини-НПЗ превышает официальные цифры как минимум вдвое. По данным Минэнерго, только 63 из них включены в реестр и дают стране 11 млн тонн нефтепродуктов. То есть, как один большой НПЗ. Количество так называемых «самоваров» (закопанных в землю котлов от вагонов-цистерн, в которых путем нагрева разделяют нефть на простейшие фракции) вообще не поддается никакому подсчету, особенно в южных регионах России.

Контроль за суррогатными топливами отсутствует

Полномочия на борьбу с нелегалами имеют только правоохранительные и надзорные органы. На сегодняшний день степень уголовной ответственности за хищения и приведение в негодность трубопроводов, установленные в уголовном Законе и применяемые санкции специалистами в сфере уголовного права и практикующими юристами оценивается как достаточная. Практика же назначения наказания преступникам - как мягкая, не способствующая достижению целей исправления и предупреждения новых преступлений. Задержанный за данные преступления гражданин, отсидев под арестом до приговора или оплатив штраф, как правило, возвращается к своей деятельности как наиболее приемлемой для жизни форме заработка.

DSC03488.jpg

Напомним, тема незаконной реализации нефтепродуктов активно обсуждалась еще при городском правлении Валентины Матвиенко. Весной 2009 года в прокуратуру был передан список из двенадцати точек нелегальной торговли, преимущественно, дизельным топливом, выявленный участниками рынка. Тогда же, в мае 2009 года, рабочая группа в составе представителей Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, сотрудников управления по борьбе с экономическими преступлениями, центра противодействия коррупции в органах государственной власти и представителей Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, провела выездные мероприятия по определению местонахождения и степени законности реализации моторного топлива на территории Ленобласти. Во Всеволожском районе на Мурманском шоссе на стоянке большегрузного транспорта сотрудники правоохранительных органов обнаружили бензовоз, с которого незаконно реализовывалось дизельное топливо. Другой нарушитель был обнаружен выездной рабочей группой в Сертолово. Он заправлял большегрузные машины непосредственно из двух цистерн, установленных прямо на земле, нарушая элементарные правила пожарной и экологической безопасности.

Однако на тот момент этот рейд ни к каким положительным результатам не привел. Обращения в МЧС, в налоговую инспекцию, в антимонопольную службу, и даже в правоохранительные органы, законодательство которых нарушают нелегальные торговцы топливом, не вызвали какой-либо серьезной реакции этих ведомств. Так, в МЧС ответили, что лишь готовы оказать содействие в проведении консультаций по выполнению требований пожарной безопасности; а в отделах внутренних дел по Лодейнопольскому районам вынесли постановление об отказе в возбуждении уголовных дел по фактам нелегальной розничной торговли топливом, не обнаружив уголовно-наказуемых деяний.

Служба безопасности «Транснефти» со своей стороны всю информацию о криминальных врезках в трубоповод, а также о местах сбыта похищенного топлива передает в полицию. В начале 2013 года было вынесено два приговора в отношении 6 лиц во Всеволожском районе и один приговор в отношении одного осужденного в начале 2014 года в Киришском районе. Все преступления 2013 года раскрыты подразделениями полиции центрального аппарата ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области во взаимодействии со Службой безопасности компании. Из 41 уголовного дела по криминальным врезкам 2014 года на конец ноября установлены виновные лица по 5 уголовным делам. Тем не менее, в компании отмечают, что влияние районных подразделений полиции на данную преступность минимальна, раскрываемость низкая, а задержания носят случайный характер.

Нелегальный рынок нефтепродуктов – это широкое поле деятельности для Генеральной прокуратуры. Проблему надо решать не проверками АЗС ЛУКОЙЛа или Газпрома, а проводить несанкционированные рейды на предприятия, где активно используются «серые» схемы – транспортные компании, мини-НПЗ, к установщикам контейнерных модулей и т.д. Разобравшись с ним, решиться и вопрос качества топлива, на который обратил внимание российский президент.
Комментарии