Правительство на фоне очередной угрозы скачка цен на топливо решило сыграть на опережение и предприняло экстренные меры, чтобы предупредить взрывной рост цен и взять ситуацию под контроль.
Правительство также попыталось заглянуть в будущее чуть дальше и выработать правила игры, по которым отрасль будет жить до конца марта 2019 года, параллельно работая над вариантами регулирования отрасли на более долгосрочную перспективу.
Первый "виток" ценового кризиса на рынке топлива случился весной этого года. Чтобы стабилизировать ситуацию, правительство пошло на ряд экстраординарных мер: снижение с 1 июня акцизов на бензинна 3 тыс. руб. с тонны и на дизельное топливо на 2 тыс. руб. с тонны от действующих ставок и отказ от планового повышения акцизов на 700 руб., который был предусмотрен в бюджете РФ с 1 июля 2018 года; завершение налогового маневра к 2024 году; введение отрицательного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой в зависимости от ценна нефтепродукты на внешних и внутренних рынках с 1 января 2019 года. Также правительство получило право ввести заградительную пошлину на нефтепродукты в размере 90% от пошлин на нефть в случае резкого роста ценна нефть и нефтепродукты.
Принятых мер хватило всего на два месяца, и с августа история начала повторяться снова. Два месяца подряд биржевые цены на нефтепродукты демонстрировали непрерывный рост, при этом в среднем по стране розничные цены были стабильны, а дорожали они лишь в некоторых регионах России. Однако на фоне планов правительства повысить акцизы с 1 января все производители - как ВИНКи так и независимые - стали говорить о невозможности сдерживать цены на топливо. На прошлой неделе в ситуацию вмешался премьер-министр Дмитрий Медведев, дав Минэнерго и компаниям два дня на то, чтобы договориться, и пригрозив в противном случае ввести заградительную пошлину.
31 октября Козак провел совещание с представителями вертикально интегрированных нефтяных компаний и независимых производителей, где они договорились сдерживать оптовые цены на топливо до конца марта следующего года.
Стороны договорились, что компании до конца 2018 года будут держать цены на уровне конца мая - начала июня, а до 31 марта 2019 года - исходя из индексации в размере среднегодовой инфляции.
На период действия договоренностей между правительством и нефтяниками введение заградительной пошлины и лицензирование экспорта не понадобятся.
Что обещают компании
Согласно протоколу совещания у Козака, с которым ознакомился "Интерфакс", зафиксированы обязательства компаний увеличить реализацию топлива в опте, мелком опте и рознице, а также на бирже в суммарных объемах не менее чем на 3% от объемов реализации в соответствующем месяце 2017 года. Это требование не распространяется на "Хабаровский НПЗ" (входит в АО "Нефтегазхолдинг" Эдуарда Худайнатова-ИФ). Как ранее пояснял Козак: "На Дальнем Востоке есть своя особенность, есть техническая возможность, чтобы немного "перенасытить" рынок. Поэтому там требовать на 3% увеличения по сравнению с прошлым годом объемов поставок не будем, потому что все физические объемы востребованы. И плюс компании докупают дополнительные объемы на бирже, чтобы обеспечить заправки на Дальнем Востоке".
В протоколе отмечается, что компании должны обеспечить предложение нефтепродуктов в тех объемах, которые позволят удовлетворить спрос независимых участников топливного рынка. А при реализации топлива в мелком опте компании должны обеспечить цены, не превышающие индикативные значения, определенные индивидуально для каждого региона.
Так, индикативный уровень цен в среднем по России на Аи-92 зафиксирован на уровне 53501 руб./т, на Аи-95- 56649 руб./т, дизтопливо- 51201 руб./т, в Центральном округе - 52645 руб./т, 56330 руб./т и 49755 руб./т соответственно, для Дальнего Востока индикативный уровень цен на Аи-92 составил 59124 руб./т, Аи-95 - 61621 руб./т, на дизтопливо - 56451 руб./т.
Вместе с тем, с 1 января по 1 февраля 2019 года темпы роста розничных цен на нефтепродукты должны быть не выше 1,7% (с учетом увеличения ставки НДС). А с 1 февраля темпы роста цен не должны превышать прогнозный среднегодовой уровень инфляции на 2019 год, "имея в виду, что демпфирующий механизм в обратном акцизе на нефть компенсирует рост акцизов с 1 января 2019 года и обеспечит сдерживание оптовых цен на нефтепродукты".
Сроки
Вице-премьер Козак отмечал, что все обязательства компаний по стабилизации топливного рынка прописаны в протоколе совещания, однако позже со всеми участниками совещания будут подписаны отдельные соглашения - после прохождения компаниями всех необходимых корпоративных процедур. Согласно протоколу совещания, текст соглашения и проект постановления правительства РФ о его заключении Минэнерго и ФАС должны были представить в правительство еще к 1 ноября.
Обеспечить парафирование или подписание (с учетом корпоративных процедур) соглашений с нефтяными компаниями Минэнерго и ФАС должны до 7 ноября, отмечается в протоколе. Соглашения должны быть подписаны с крупнейшими компаниями: "Роснефть", "Газпром", "Cургутнефтегаз", "РуссНефть", "Газпром нефть", "Новый поток", "Нефтегазхолдинг", "ЛУКОЙЛ", "ТАИФ-НК","Татнефть".
При этом к 9 ноября Минэнерго и ФАС должны представить предложения о так называемых системных мерах стабилизации рынка нефтепродуктов, на случай, если компании будут уклоняться от подписания соглашений или нарушат свои обязательства.
В свою очередь Минэнерго совместно с Минэкономразвития должны в случае необходимости к 12 ноября внести в правительство проекты директив для компаний с государственным участием - для исполнения ими взятых на себя обязательств.
Контроль
Обеспечивать ежедневный мониторинг выполнения обязательств будут Минэнерго и ФАС. При этом, обо всех нарушениях обязательств и принятых мерах по их устранению они обязаны незамедлительно докладывать в правительство, а также информировать компании, участвующие в соглашении. Если компания не выполняет требования об устранении нарушений, ведомства не позднее чем через 3 дня должны внести в правительство предложения о применении "системных мер" по стабилизации рынка.
Кроме того, решено проверить деятельность независимых АЗС. Согласно протоколу, Федеральная налоговая служба и ФАС должны провести внеплановые проверки деятельности независимых АЗС, "обратив особое внимание на организации, превышающие индикативный уровень цен (зафиксированный в протоколе-ИФ) более чем на 4%".
Что будет с биржей?
Как сообщалось, на совещании было решено приостановить до 31 марта подготовку скорректированного совместного приказа ФАC и Минэнерго, согласно которому нормативы биржевых продаж по бензинам должны были вырасти с 10% до 15% (от объема производства), а дизтоплива - с 5% до 7,5%. В настоящее время совместный приказ ФАС и Минэнерго предполагает, что нефтяные компании, занимающие доминирующее положение на рынке, с целью формирования ликвидного биржевого рынка должны продавать на бирже 10% от производимых бензинов, 5% от производимого дизтоплива, 10% от производимого авиакеросина и 2% от производимого мазута.
Решение не менять совместный приказ по биржевым продажам Козак объяснял тем, что ручной режим, в котором сейчас приходится работать, "не очень сочетается с чисто рыночным инструментом, как биржевая торговля". "Поэтому мы договорились, что на период действия соглашения, чтобы спокойно окончательно отрегулировать, мы не будем вводить в действие уже подготовленный приказ ФАС и Минэнерго об увеличении биржевых торгов топливом", - отмечал он.
Вместе с тем, ЦБ, ФАС совместно с СПбМТСБ должны к 12 ноября представить в правительство согласованные изменения в правила биржевой торговли нефтепродуктами, "предусмотрев дополнительные механизмы обеспечения публичности и прозрачности торговых процедур". Кроме того, они должны предусмотреть предквалификацию участников торгов, которая в период до 31 марта предполагает допуск к торгам только сети АЗС и "конечных промышленных и сельскозозяйственных мелкооптовых потребителей". Предполагается, что такая мера позволит предотвратить спекулятивные сделки.
Старые новые методы
Среди механизмов, которые должны будут в перспективе стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов, перечислены те, которые обсуждались в отрасли уже достаточно давно. Так, к 1 марта ведомства должны проработать предложения по плавающим ставкам акцизов на нефтепродукты с обратной зависимостью от изменения котировок на нефть. Также из протокола следует, что правительство не отказывается от идеи переноса акцизов с НПЗ на АЗС. Согласно документу, ведомства совместно с ФНС должны "дополнительно проработать вопрос о возможности администрирования сбора акциза на нефтепродукты на автозаправочных станциях". Кроме того, поручено "дополнительно проработать вопрос об источниках финансирования увеличения демпфирующего элемента обратного акциза".
Будет дальше прорабатываться вопрос и о лицензировании экспорта. Согласно протоколу, ведомства должны предусмотреть альтернативные механизмы насыщения внутреннего рынка нефтепродуктов помимо заградительных пошлин. Эти меры должны включать увязку права на экспорт нефти и нефтепродуктов с обязательствами нефтяных компаний и НПЗ по поставкам необходимых объемов топлива на внутренний рынок, а также обязательства компаний по поставке добываемого сырья на переработку на российских НПЗ "с последующей продажей произведенных светлых нефтепродуктов в объеме не менее 17,5% от добываемой нефти на внутреннем рынке". Кроме того, нужно предусмотреть запрет на экспорт нефти и нефтепродуктов, "для компаний, не являющихся их производителями (первыми собственниками)", отмечается в протоколе.
Наконец, в протоколе отмечается необходимость синхронизации увеличения ставок акцизов на нефтепродукты с предоставлением "демпфирующих акцизов" и даны соответствующие поручения ведомствам.