Владельцы АЗС Teboil в Финляндии бьют тревогу из-за риска закрытия, а
срыв крупной сделки по покупке активов ЛУКОЙЛа грозит Европе потерями рабочих
мест и топливным кризисом.
Ситуация вокруг российского
ЛУКОЙЛа из-за западных санкций накаляется, и последствия уже ощущаются на
заправках и в кабинетах регуляторов.
Сначала тревожный звонок
прозвучал из Финляндии. Владельцы автозаправочных станций Teboil, которые
являются дочерней компанией ЛУКОЙЛа, заявили, что могут в скором времени просто
закрыться. Причина — серьезные сбои в оплате и поставках топлива, вызванные действующими
санкционными ограничениями.
А тем временем нависла угроза и
куда большего масштаба. Как пишет The Financial Times, вся Европа может
столкнуться с перебоями в поставках топлива и массовыми увольнениями. И виной
всему может стать промедление по намечающейся крупной сделке.
Речь идет о продаже международных
активов ЛУКОЙЛа. Компания, попав под новые санкции, решила экстренно продать
все свои зарубежные предприятия. Покупатель нашелся быстро — им стал известный
швейцарский трейдер Gunvor. Сумма сделки колоссальна: эксперты оценивают ее в
$20-22 миллиарда.
По сути, Gunvor собирается купить
целую империю: это нефтеперерабатывающие заводы в Болгарии и Румынии, огромная
сеть автозаправок по всей Европе и США, а также нефтегазовые месторождения в
Африке, Центральной Азии и на Ближнем Востоке. Для самого Gunvor это
исторический шаг, который выведет его в один ряд с мировыми лидерами сырьевого
трейдинга, такими как Vitol и Trafigura.
Однако есть большая проблема.
Сделку должны одобрить регулирующие органы США, Великобритании и Швейцарии,
которые проверяют ее на соответствие санкционному законодательству. Глава
Gunvor Торбьёрн Тёрнквист заявляет: разрешения нужно выдать как можно скорее.
Он предупреждает, что если этого не сделать, то после 21 ноября, когда вступят
в силу новые американские санкции против ЛУКОЙЛа и «Роснефти», Европу ждут
реальные перебои с горючим.
«НиК»: При этом в самом Gunvor
уверяют, что провели все необходимые переговоры и основания для блокировки
сделки отсутствуют. Компания, которая уже давно не просто трейдер, а крупный
промышленный игрок, надеется, что регуляторы оценят риски и дадут зеленый свет,
чтобы избежать топливного коллапса.
Таким образом, судьба тысяч
заправок и рабочих мест в Европе сейчас зависит от того, как быстро чиновники в
Вашингтоне, Лондоне и Берне примут решение по сделке на $20 миллиардов.