Росстат зафиксировал рост цен на заправках. За последнюю неделю бензин
в рознице стал дороже на 0,2%, а дизель — на 0,1%. Autonews.ru пообщался с
экспертами и выяснил, чего ждать от цен в сентябре
Что происходит с ценами на
бензин
Согласно свежему отчету Росстата, в период с 19 по 26 августа
средневзвешенная розничная цена бензина в России увеличилась на 0,24% (или 14
коп.) и достигла 57,98 руб. за литр. Дизель стал дороже на 0,06% (или на 4
коп.) — стоимость выросла до 66,84 руб. за литр. В период с 12 по 19 августа
цены на горючее также увеличились — на 0,29% (17 коп.), до 57,84 руб. за литр,
и 0,13% (9 коп.), до 66,8 руб. за литр бензина и дизеля соответственно.
Наибольший уровень подорожания за последнюю отчетную неделю был зафиксирован
в Ямало-Ненецком автономном округе (+1,3%) и Крыму (+1,1%). Всего цены выросли
в 67 регионах, а снизились лишь в Магаданской области (-0,7%), Мордовии (-0,2%)
и Курской области (-0,1%).
В Москве бензин стал дороже на 0,1%, а в Санкт-Петербурге — на 0,2%.
Для сравнения: общий уровень инфляции в период с 20 по 26 августа оказался
значительно ниже — плюс 0,03%.
Ранее за отчетную неделю с 6 по 12 августа стоимость бензина на
российских АЗС в среднем выросла на 0,3%. Тогда бензин марки АИ-92 подорожал на
0,1%, а АИ-95 — на 0,2%. В Москве и Санкт-Петербурге цены на топливо
увеличились в среднем на 0,3 и 0,2% соответственно, а в целом рост фиксировался
в 76 субъектах России.
О том, чего стоит ждать от цен на АЗС в сентябре, Autonews.ru выяснил
у профильных экспертов и аналитиков.
Что будет с ценами на бензин: прогнозы экспертов
По словам ведущего эксперта Фонда национальной энергетической
безопасности Станислава Митраховича, в сентябре текущий тренд сохранится.
Говорить о масштабном, взрывном росте цен на нефтепродукты не приходится, но
расти бензин и дизель продолжат быстрее других товаров и услуг.
«Я думаю, скорее всего, рост цен на нефтепродукты будет более быстрым,
чем общая инфляция. Наши власти немножко слукавили, когда сказали, что в
рознице бензин будет дорожать медленнее общей инфляции. Пока Росстат говорит о
том, что рост цен на бензин с начала августа все-таки больше, но, возможно, по
итогам года ситуация выровняется», — сказал специалист.
Доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового
университета Михаил Хачатурян спрогнозировал на осень сохранение биржевых цен в
пределах 74–76 тыс. руб. за тонну АИ-95 и 56–58 тыс. руб. за тонну АИ-92. Эта
динамика, по мнению экономиста, позволит удержать цены на АЗС на уровне 52–54
руб. за литр АИ-95 в зависимости от региона, 57–59 руб. за литр АИ-92.
Сергей Кауфман, аналитик ФГ «Финам», придерживается мнения, что в
сентябре рост розничных цен на бензин и дизель немного замедлится. По итогам
первого осеннего месяца, по оценкам специалиста, он составит от 0,3 до 0,5%.
Положительное влияние должен оказать ранее введенный запрет на
экспорт: «Возвращение запрета на экспорт уже привело к некоторой стабилизации
оптовых цен, и по мере завершения сезона высокого спроса ожидаем снижения
оптовых цен на АИ-95 в диапазоне 50–60 тыс. руб. за тонну, что также уменьшит
давление на розницу».
Что может повлиять на стоимость
топлива
Станислав Митрахович считает, что по-настоящему масштабный скачок цен
на АЗС в сентябре возможен лишь при условии каких-то экстраординарных ударов
Украины по российским НПЗ, однако такой уровень эскалации маловероятен.
Ситуации с дизелем и вовсе мало что угрожает: в стране производится большой
объем этого вида топлива; даже сезонные уборочные работы не в силах вызвать
дефицит.
Запрет на экспорт бензина уже позитивно влияет, по оценке аналитика,
на стоимость АИ-92, однако с топливом АИ-95 ситуация немного сложнее: такой
бензин из России почти не экспортируется — запрет на экспорт на нем почти не
сказывается.
«На наш взгляд, запрет на экспорт сейчас является основным
сдерживающим фактором для роста цен, а его временное снятие было основной
причиной ускорения роста цен в июле—августе. Также сдерживающими факторами для
роста цен являются постепенное восстановление производства после ремонтов,
достаточно стабильный рубль и действие демпферного механизма», — отметил Сергей
Кауфман.
По мнению доцента Всероссийской академии внешней торговли кандидата
экономических наук Александра Арского, в начале осени продолжат оказывать
влияние сезонные факторы: дачный сезон и сезон отпусков, обслуживание турпотока
перевозчиками, сбор и распределение урожая, логистический аутсорсинг, а также
строительство и ремонты автомобильных дорог.
Причины роста цен на бензин
По оценке Станислава Митраховича, рост цен на бензин и дизель
обусловлен не только общим уровнем инфляции. Есть и фундаментальные причины,
подстегивающие прайсы.
«На нефтяную отрасль растет налоговая нагрузка, деньги нужны для
бюджета. Их нужно брать там, где они есть, — они есть у нефтяников. Компаниям
приходится приспосабливаться к санкциям и жить в условиях, когда против них
работают западные правительства. Все это требует сил и расходов. Поэтому
считать, что компании в этой ситуации не попытаются отыграться на внутреннем
рынке, было бы сложно», — пояснил эксперт, добавив, что по итогам года рост цен
на бензин в любом случае не должен превысить общий уровень инфляции, либо
должен превысить этот уровень незначительно.
Постепенное восстановление производства после ремонтов НПЗ, достаточно
стабильный рубль и действие демпферного механизма не позволят, по мнению
аналитика Сергея Кауфмана, допустить мощного подорожания горючего. К настоящему
моменту бензин подорожал с начала года на 6,5%, в то время как уровень общей
инфляции составил 5,2%. К концу года эти значения должны приблизиться друг к
другу.
Ранее в пресс-службе Минэнерго сообщили РБК, что внутренний рынок
топлива обеспечен стабильным предложением. Товарные запасы бензина по состоянию
на начало августа составляли около 2 млн т, а дизельного топлива — 3,3 млн т.
«Для дополнительного насыщения внутреннего рынка автомобильным
бензином с 1 августа было возобновлено действие временного запрета на
его экспорт. По решению правительства эта мера продлена до конца года. Ожидаем,
что по итогам года розничные цены на моторное топливо будут сохраняться на
уровне, близком к накопленной инфляции», — прокомментировали ситуацию в
Минэнерго.
Дмитрий Гусев, заместитель председателя наблюдательного совета
ассоциации «Надежный партнер», напомнил в беседе с Autonews.ru, что розничная
стоимость бензина таргетируется по инфляции: бензин не может расти в цене на
величину, превышающую средний ее уровень. Это не значит, что рост пойдет по
максимальной возможной планке (так уже бывало прежде).
Прямой связи между оптовыми и розничными ценами на бензин, по словам
специалиста, не существует, равно как и с ценами на дизель: вопрос
исключительно в хеджировании рисков тех, кто участвует в рынке.