Конфереция

Проблему легитимности плавучих заправок обсудили в Ленинградской областной ТПП

Вчера, 28 апреля, в рамках совместного заседания Ассоциации «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» (ЛОТПП) и НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга», в процессе обсуждения легитимной работы плавучих заправочных станций (ПЗС) и недопущения их исчезновения было принято решение создать рабочую группу, состоящую из представителей Нефтяного клуба, ассоциации ЛОТПП, комитета по безопасности предпринимательской деятельности и защите прав предпринимателей ЛОТПП для проработки действующего законодательства, подготовки резолюции по следующим вопросам: - о необходимости внесения изменений в пункт 1 положения «О лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах» утвержденное постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 года № 193, в части исключения деятельности, связанной с розничной торговлей моторным топливом с несамоходных плавучих заправочных станций, а также погрузкой моторного топлива в емкости таких заправочных станций для дальнейшего осуществления розничной торговли; - необходимости добавления пункта 12 в часть 2, статьи 1, главы 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 г. следующего содержания: «деятельности, связанной с розничной торговлей моторным топливом с несамоходных плавучих заправочных станций, а также погрузки моторного топлива в емкости таких заправочных станций для дальнейшего осуществления розничной торговли». Напомним, сотрудники правоохранительных органов Петербурга под конец речной навигации осенью 2014 года начали проявлять усиленный интерес к плавучим заправочным станциям, на которых заправляются бензином Аи-95 и дизельным топливом яхты, катера, гидроциклы и прогулочные маломерные суда, потребляющие до 1000 литров топлива. Владельцам станций вменяется «незаконное предпринимательство», поскольку, по мысли правоохранителей, фирмы должны работать как бункеровочные компании (заправляющие топливом крупные суда) и получать соответствующую лицензию в Ространснадзоре. Особо активно проверочная деятельность «Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» наблюдалась в сентябре 2014 года. По словам генерального директора ООО «КТК» Рината Муртазина, полиция приходит не в начале навигации, а в конце, когда собирается вся выручка, т.е. более полумиллиона рублей, что по сумме подпадает под уголовные дела по части 2 статьи 171 УК РФ (незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере). В Петербурге такие дела уже были возбуждены в отношении предпринимателей. В Управлении привязывают деятельность ПЗС к закону ФЗ № 99 от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах» и характеризуют ее как «погрузочно-разгрузочную деятельность» применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте в морских портах. И соответственно для функционирования ПЗС необходима аналогичная лицензия. Данная инициатива фактически сделала бизнес реализации топлива маломерным судам незаконным. Так для получения данной лицензии необходим: полный комплект разрешительной документации для морского танкера, несмотря на то, что ПЗС является маломерным судном без двигателя (не самоходным); наличие в штате капитана с морским образованием, прошедшим аттестацию в Москве и не более полугодовой давности подготовки для организации погрузочно-разгрузочных работ на морском транспорте; наличие специально построенного нефтеналивного причала. Поскольку ПЗС работает круглосуточно, нужно иметь четырех капитанов для одной ПЗС с соответствующей заработной платой. При этом, как отмечают операторы ПЗС, транспортная прокуратура порекомендовала нанять одного капитана на все ПЗС для того, чтобы он формально числился в штате, т.е. заведомо предлагают пойти на нарушение, противореча сами себе. Теперь требования к плавучей заправочной станции и, например, к нефтяному терминалу в Усть-Луге или в Приморске – одинаковы. Природоохранная прокуратура стоит на защите экологии. Но в данном случае, как отмечают операторы рынка, потеря топлива с ПЗС составляет 0,1%, тогда как при использовании канистр на танкере – 2%. При этом требуемую лицензию должны иметь и грузополучатели, т.е. владельцы маломерных судов. По информации Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Санкт-Петербургу ежегодно в Центре аттестуется около 3000 судоводителей моторных и парусно-моторных судов. Проводится более 7000 регистраций судов, свыше 20 тысяч технических осмотров судов. Исходя из сегодняшних требований, из-за неясности в законодательном оформлении деятельности заправки на воде, работа 50 функционирующих ПЗС в России от Санкт-Петербурга до Владивостока является незаконной. ПЗС представляет собой судно не более 17 метров, вмонтированные топливные емкости до 30 тонн, наличие топливораздаточной колонки, операторной, маленького магазина. Всю навигацию судно стоит на одном месте, у него нет двигателей, руля и т.д. Его объем отличается в 1000 раз от танкера. При этом стоимость одной ПЗС составляет порядка 15-20 млн. рублей. Сейчас деятельность ПЗС полностью соответствует розничной продаже моторного топлива, и характеризуется отсутствием транспортировки топлива, реализацией топлива в розницу через кассу, незначительными объемами реализации, приемом нефтепродуктов на борт только для пополнения запасов. Для многих бизнесменов это убыточный бизнес, поддерживаемый в основном за счет доходов от другой деятельности. По мнению предпринимателей из-за несовершенства законодательства выдвигаются абсурдные требования. Так, если проводить аналогию с АЗС на суше, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору своим приказом от 15.04.2008 г. № 241 прекратила регистрацию автозаправочных станций, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и топливом, в государственном реестре опасных производственных объектов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г, № 599 объекты, предназначенные для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом (к которым относятся автозаправочные станции), были исключены из Перечня работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрыво-, пожароопасных производственных объектов. Следствием этого стало то, что с АЗС перестали требовать планы ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН). А с ПЗС их требуют. Интересный нюанс заключается в том, что для подготовки плана ЛАРН необходимо заключить договор с ГУП «ПИЛАРН», которое оказывает услуги предприятиям и организациям в части обеспечения плана ЛАРН при производстве бункеровочных работ и перевалке нефтепродуктов на акватории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По словам операторов, по договору с ГУП «ПИЛАРН» последним необходимо каждый месяц платить 70 тыс. рублей в течение года. Убыточность бизнеса и давление со стороны правоохранительных органов убеждает бизнесменов о бессмысленности продолжения данного вида деятельности. Так, по словам генерального директора ООО «Элегаз» Елены Цуканова (эксплуатирует ПЗС в яхт-клубе «Восточный»), станция на территории их яхт-клуба в 2014 году отработала с убытком в 300 тысяч рублей и это без оплаты услуг «ПИЛАРН». При всех проблемах, плавучая заправочная станция является главным инфраструктурным звеном в развитии водного туризма и спорта. Соответственно отсутствие подобных цивилизованных мест заправки сильно тормозит развитие всего, что связано с водным туристическим бизнесом, водным спортом, и, как следствие, влияет на инвестиционный климат города и области. Президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Кирилл Поляков отметил, что поскольку развитие туризма является стратегическим городским и областным проектом, необходимо развитие легитимной прибрежной инфраструктуры. Президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин подчеркнул, что требования о лицензировании ПЗС выдвигаются на основании закона и вот эти законные требования несовершенны и противоречивы. Поэтому необходимо вносить изменения в законодательство. Кстати, как рассказал генеральный директор ООО «Фюэл Системс Инжиниринг» Игорь Воробьев, правовое отделение СПбГУ сделало экспертно-правовое заключение на 14 страницах, где доказывается, что деятельность ПЗС не относится к погрузочно-разгрузочной. Однако для «Северо-Западного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» юридической силы это заключение не имеет. Кирилл Поляков отметил, что проблема носит федеральный характер и пообещал доложить о ситуации с ПЗС в Правительстве Ленобласти. Участники встречи пришли к мнению, что для разрешения проблемы на законодательном уровне, нужно привлекать к участию комитет по туризму, а также другие российские регионы, задействованные в развитии водного туризма и спорта.
Комментарии
Конфереция