В России намерены ужесточить контроль за деятельностью мобильных и
контейнерных автозаправочных станций. Это связано с тем, что часть из них не
соблюдает правила безопасности: стоят возле дорог и зданий, а также нарушают
правила торговли. Продажа контрафактного топлива на таких АЗС и отсутствие
госконтроля за ними наносит ущерб бюджету на десятки миллиардов рублей в год. В
Госдуме намерены пересмотреть нормы Градостроительного и Земельного кодексов, а
также закона о торговле. Участники рынка и вовсе считают, что необходимо ввести
полный запрет на эксплуатацию передвижных автозаправочных станций на дорогах
общего пользования и уличной дорожной сети. О перспективах развития этого
сектора топливного рынка — в материале «Известий».
Передвижные и контейнерные АЗС
В Госдуме рассмотрели обращения
от региональных властей о деятельности мобильных и контейнерных автозаправочных
станций, рассказал «Известиям» зампред думского комитета по энергетике Юрий
Станкевич. По его словам, парламентарии выявили целую череду проблемных
вопросов. В связи с этим власти намерены ужесточить контроль за передвижными
АЗС.
По словам депутата, генеральной
схемы размещения АЗС на федеральном уровне нет, в регионах такое планирование
носит единичный характер и продиктовано исключительно позицией инициативных
губернаторов, не имеющих на то исчерпывающих полномочий. В результате реформы
контрольно-надзорной деятельности из зоны внимания Ростехнадзора выведены АЗС,
кроме газовых. Правила установки мобильных станций сведены на уровень ГОСТа и
сводов правил, за соблюдением которых никакие госструктуры системно не
наблюдают, добавил он.
— Парадоксально, но факт: при
жестком контроле государства за модернизацией НПЗ, наращиванием объемов выпуска
бензина и дизеля, выполнением компаниями инвестиционных программ, ограничением
экспорта развитие розничной торговли, по сути, пущено на самотек, — подчеркнул
Юрий Станкевич.
Среди предложений, обсуждаемых в
Госдуме: необходимость пересмотра норм Градостроительного, Земельного кодексов,
законов о торговой деятельности, а также Кодекса об административных
правонарушениях, рассказал парламентарий.
— С учетом отзывов, поступивших
от регионов, планируется в ходе осенней сессии выйти на внесение
законодательных инициатив, — отметил депутат.
В Росстандарте рассказали, что
передвижные и контейнерные автозаправочные станции функционировали в России еще
в 1990-е годы, но практически исчезли в процессе развития топливного рынка,
расширения сетей АЗС, формирования на заправках полноценной инфраструктуры
придорожного сервиса.
— Однако сейчас они вновь
появились, в отдельных регионах это приобретает массовый характер. Если по всей
стране действует более 25 тыс. стационарных АЗС, то количество нестационарных
неизвестно — по отдельным экспертным оценкам, в некоторых субъектах уже свыше
10% автомобильного топлива реализуется через подобные АЗС — у них есть свой
рынок и свой потребитель, — сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.
По словам зампредседателя
наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрия Гусева, таких АЗС
в России уже насчитывается тысячи. И их количество только растет.
— Очередь на изготовление
бензороботов расписана на десять месяцев вперед, — добавил руководитель сети
«Стандарт Ойл» Александр Вахрушин.
Контейнерные АЗС изначально были
рассчитаны на заправку корпоративных парков, напомнил Дмитрий Гусев.
— То есть, если у предприятия
большой парк автомобилей, ты можешь разместить «контейнерку» на территории. С
учетом того, что там был определенный правовой пробел, бизнесмены стали их
ставить не только на закрытых территориях. При этом не соблюдаются никакие
требования, ни по подключению к дорожной сети, ни по безопасности, ни по
экологии. То есть фактически вы находите площадку, засыпаете ее щебнем, ставите
контейнер и начинаете заправлять машины, — отметил собеседник «Известий».
По словам Юрия Станкевича,
отсутствие планирования развития АЗС, исходя из численности проживающих в
населенных пунктах, динамики автопарка и дорожной сети, потенциала спроса на
топливо, наряду с отсутствием должного контроля со стороны государства приводит
к появлению фирм, которых в силу их экономической природы можно смело относить
к однодневкам.
Комитет по энергетике Госдумы
отправил запросы во все регионы, на основе ответов которых будет подготовлена
статистика ЧС, связанных с такими АЗС, добавил депутат.
Контрафакт и безопасность на мобильных АЗС
Как отметил Дмитрий Гусев,
контейнерные АЗС размещают в населенных пунктах, не соблюдая норм от
удаленности от зданий в 100 м, от дороги в 20 м. Некоторые из них располагаются
вблизи опоры электропередачи.
По словам Юрия Станкевича,
установка контейнера по затратам несоизмерима с инвестициями в строительство
традиционной АЗС, разница измеряется порядками (1–3 млн рублей против 80 млн и
выше). Цель такого «бизнеса» понятна, считает собеседник, — найти покупателя,
предоставив ему максимальный дисконт за счет ухода от налогов, отсутствия
сервиса, контроля за объемом и качеством топлива.
— Топливо на таких АЗС дешевле,
чем на стационарных. Разница составляет примерно 7–8 рублей за литр. Ну а кроме
того, само топливо там достаточно сомнительного качества, — добавил Дмитрий
Гусев.
свою очередь, в Росстандарте «Известиям»
заявили, что ведомство, выступая в качестве органа, осуществляющего госконтроль
за автомобильным топливом, проводит системную работу по недопущению на рынок
некачественного горючего. По данным ведомства, с 2015 года доля
фальсифицированного топлива на рынке снизилась с 20 до 4%.
В планах Росстандарта эту
тенденцию транслировать и на мобильные АЗС. Однако там отмечают, что в
настоящее время есть сложности с идентификацией хозяйствующих субъектов, что
влечет невозможность проведения проверок. Это, в свою очередь, приводит к
отсутствию контроля качества реализуемого на таких объектах автомобильного
топлива. В федеральном агентстве отметили, что уже начали работу по
урегулированию данного вопроса.
— В июле госкомиссия по
противодействию незаконному обороту промышленной продукции утвердила
подготовленную Росстандартом дорожную карту по внесению изменений в нормативные
правовые акты, связанные с регулированием деятельности по реализации
автомобильного топлива через передвижные и контейнерные АЗС. Также
межведомственная отраслевая рабочая группа при госкомиссии совместно с
региональными властями разработает рекомендации относительно порядка размещения
таких станций, — отметили в Росстандарте.
Ущерб для экономики
Председатель комитета
законодательного собрания Нижегородской области по экологии и природным
ресурсам Владислав Атмахов отмечает, что так называемые контейнерные
заправочные станции как раз попали на пересечение законодательства и никоим
образом не контролируются.
— Чтобы установить стационарную
АЗС, должны быть локальные очистные сооружения, твердое покрытие,
противопожарные меры. И в случае нарушений ее деятельность легко ограничить. А
деятельность контейнерных АЗС сложно остановить. Их можно легко загрузить на
автомобильный тягач и перевезти на другое место, — отмечает собеседник.
По его словам, мобильные АЗС
наносят ущерб и экологии. Кроме того, в результате проверок было выявлено
большое количество нарушений в документальной базе.
— На таких АЗС нет оператора,
отмечается несовпадение стоимости указанного вида топлива на ценнике и реальной
или какое количество горючего было отпущено. Иногда чеки и вовсе не выдают, —
говорит собеседник «Известий».
По словам Александра Вахрушина из
«Стандарт Ойл», согласно экспертной оценке, от действий таких АЗС российский
бюджет недополучает порядка 18 млрд рублей в год.
Президент Российского топливного
союза (РТС) Евгений Аркуша рассказал «Известиям», что в начале июня на первом
заседании межведомственной отраслевой рабочей группы по противодействию
незаконному обороту автомобильного топлива был рассмотрен вопрос о разработке
дорожной карты по внесению изменений в нормативные правовые акты, связанные с регулированием
деятельности мобильных АЗС.
Однако, по его словам,
представленная дорожная карта не затрагивает обязательный элемент
регулирования, касающийся определения порядка условий размещения самих
заправочных станций.
— РТС предлагает рассмотреть в
дорожной карте полный запрет на эксплуатацию передвижных автозаправочных
станций на дорогах общего пользования, уличной дорожной сети городских
поселений за исключением случаев ликвидации аварий и ЧС, а также при использовании
в труднодоступных районах или на закрытых территориях, при условии соблюдения
всех обязательных требований, предъявляемых к передвижным автозаправочным
станциям, — отметил Евгений Аркуша.
Что касается контейнерных АЗС,
то, по словам главы РТС, необходимо внесение изменений в Градостроительный и
Земельный кодексы РФ в части определения требований к их эксплуатации,
размещению и порядку предоставления земельных участков под такие объекты.
Собеседник «Известий» считает, что вид разрешения на использование земельного
участка под контейнерные АЗС должен быть аналогичен разрешению для стационарной
станции.
С коллегой соглашается и
руководитель сети «Стандарт Ойл» Александр Вахрушин. По его словам, необходимо
на законодательном уровне приравнять контейнерные АЗС к стационарным.