Темпы снижения грузооборота российских портов ускоряются. По итогам
января—апреля перевалка год к году сократилась на 4,3% против падения на 3,3%
за первый квартал. Основные потери пришлись на уголь и нефтепродукты, экспорт
которых снизился из-за эмбарго и ремонтов на НПЗ. Наибольший прирост показали
удобрения, спрос на которые стимулируют низкие цены.
Грузооборот портов РФ в
январе—апреле снизился на 4,3% год к году, до 288,4 млн тонн, сообщил “Ъ”
источник в отрасли, знакомый со статистикой. Относительно прошлого года не было
обработано 12,8 млн тонн грузов. Перевалка наливных грузов сократилась на 5,1%
год к году, сухих — на 3,4%. Наиболее серьезные потери грузооборота наблюдались
в Азово-Черноморском бассейне (АЧБ), где обработка грузов год к году
сократилась почти на 7 млн тонн в основном за счет угля. В Дальневосточном
бассейне показатель снизился на 2,5 млн тонн, в Балтийском — на 2,2 млн тонн, в
Арктическом — на 2 млн тонн год к году. В первом квартале грузооборот портов
был ниже прошлогоднего на 3,3%.
Заметнее всего в тоннаже упала
перевалка каменного угля — на 15%, или на 10,5 млн тонн, до 59,5 млн тонн.
Основные потери пришлись на порт
Тамань, где в условиях ценовых споров угольщиков с ОТЭКО (см. “Ъ” от 12 апреля)
перевалка снизилась на 5,7 млн тонн. Еще 1,2 млн тонн угля недогружено в
Дальневосточном бассейне, 2,6 млн тонн — в Балтийском бассейне, основные потери
пришлись на терминалы Ванино и Усть-Луги. По данным Kpler, морской экспорт угля
из РФ в январе—марте снизился на 21% год к году, до 33 млн тонн, в условиях спада
мировых цен (см. “Ъ” от 12 апреля).
На 18,5% год к году, до 37,8 млн
тонн, сократилась перевалка нефтепродуктов. Основные потери пришлись на
Балтийский бассейн и АЧБ, где перевалка снизилась на 5,7 млн и 3,3 млн тонн
соответственно.
Виктор Катона из Kpler объясняет
падение перевалки и экспорта нефтепродуктов снижением нефтепереработки из-за
ремонтов НПЗ, в том числе внеплановых из-за ударов беспилотников, а также
действием с марта запрета на экспорт бензина. По его оценкам, по сравнению с
обычным весенним циклом переработки мощности НПЗ были недозагружены примерно на
400 тыс. баррелей в сутки. Максим Малков из Kept добавляет, что на перевалке
нефтепродуктов в портах также сказалась оптимизация железнодорожных поставок
наливных грузов, если учитывать сведения ОАО РЖД.
Но, указывает он, в мае
российские власти объявили о насыщении внутреннего рынка топлива, и при снятии
ограничений на экспорт вырастут и объемы перевалки. Как сообщали источники “Ъ”,
постановление правительства, которое откроет возможность экспорта бензина до
конца июня, может быть опубликовано на этой неделе (см. “Ъ” от 15 мая).
Виталий Савельев, вице-премьер
РФ, 12 мая, «РИА Новости»:
«Белорусы вошли во вкус. У нас
очень большие объемы переваливает порт Бронка».
Перевалка лесных грузов в
январе—апреле сократилась на 29,7% год к году, до 621,3 тыс. тонн. Показатель
не включает грузы в контейнерах. На Дальнем Востоке, основном маршруте для
таких грузов, перевалка снизилась на 21,4%, до 440 тыс. тонн. В Рослесинфорге
отмечают, что на экспорте российской древесины сказываются снижение закупок
Китаем в первом квартале и осторожная торговая политика стран СНГ, связанная с
опасениями вторичных санкций и с колебаниями внутреннего спроса. Одновременно в
России растет внутреннее потребление древесины, добавляют в Рослесинфорге.
Грузооборот металлопродукции в
портах, за вычетом грузов в контейнерах, также снижается. Перевалка металлолома
в январе—апреле сократилась на 6,9%, черных металлов — на 9% и цветных металлов
— на 23,6% год к году. На железной дороге за этот период погрузка лома
снизилась на 18%, черных металлов — на 5,3%, руд цветных металлов — на 9,2%.
Спад погрузки цветных металлов частично объясняется контейнеризацией. Так,
«Норникель», говорит источник “Ъ” в отрасли, экспортирует в контейнерах.
Главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов отмечает,
что переориентация на китайский рынок, скорее всего, идет по железной дороге,
так как в стоимости цветных металлов транспортировка занимает не столь значимую
долю. Кроме того, это позволяет избежать узкого участка на подъезде к восточным
портам, добавляет он. В «Норникеле» и «Русале» комментарии не предоставили.
Перевалка растет у грузов, по
которым фиксируется и увеличение железнодорожной погрузки,— удобрений, зерна и
грузов в контейнерах. Наибольший прирост показала перевалка удобрений, которая
в январе—апреле выросла на 32,3% год к году, до 13,9 млн тонн. В ОАО РЖД
сообщили о росте экспорта удобрений по сети за этот период на 20,7%, до 10,7
млн тонн. В Центре ценовых индексов связывают динамику с низкими ценами на
удобрения, стимулирующими спрос. Собеседники “Ъ” на рынке добавляют к этому
расширение мощностей терминала «Ультрамар» и наладку экспорта белорусских
удобрений через терминалы РФ.
Наталья Скорлыгина, Ольга
Мордюшенко, Дмитрий Козлов, Евгений Зайнуллин