Стоимость бензина за последние три года медленно, но стабильно растет за счет увеличения спроса и общемирового ускорения инфляции. Пока государство контролирует цены, но если ситуация изменится, мы с большой вероятностью будем платить за литр бензина 100 рублей и больше, рассказал агентству "Прайм" доцент программы "Международная экономическая безопасность" Института мировой экономики и бизнеса РУДН Хаджимурад Белхароев.
По его словам, основной фактор, сдерживающий рост цен на топливо от стремительного взлета – это госрегулирование ценообразования на рынке углеводородного сырья. Ключевую роль в поддержании цен на бензин и всей экономики в целом играют валютные интервенции Центробанка России с целью поддержание курса руля.
Однако полностью затормозить рост цен на топливо не удается. Во-первых, из-за деятельности монополий.
"Вертикально интегрированные компании (ВИНК) вытеснили с рынка мелких собственников АЗС: из-за высоких оптовых цен на бензин малый бизнес в этой сфере перестал быть рентабельным. ВИНК контролируют розничные цены на топливо. В настоящее время практический весь рынок добычи, переработки и розничной продажи находится в собственности 10 ВИНК, которые в состоянии обрушить рынок топлива", — замечает Белхароев.
Во-вторых, по причине высокой налоговой составляющей в цене: более 70% в стоимости топлива – налоги. Этот фактор не позволяет остановить рост даже когда нефть дешевеет на мировом рынке.
С другой стороны, контроль со стороны государства за топливной сферой позволяет избежать резкого скачка цен: власти делают все, чтобы не допустить роста социального недовольства.
"Пока органы государственной власти контролируют рынок цен, резкого роста не будет. Если государство ослабит контроль, цена увеличится и пробьет сумму 100 рублей за литр, особенно за бензин премиум класса", — убежден Белхароев.