27.12.2018 10:38
Комментарии: 0
Просмотры: 418
Президент опять предложил бизнесу вкладываться в газомоторный транспорт. О развитии отрасли, в чем заинтересован «Газпром», говорят давно, государство выделяет средства на субсидии, но пока результаты неочевидны. Крупные компании переводят свой парк на газ неторопливо, транспортники же говорят, что газомоторная техника дорога, а заправок мало.
Стимулирование газомоторного рынка началось в 2013 году по поручению президента, но столкнулось с проблемой дефицита АГНКС. Пока результаты неочевидны. К июню должно быть утверждено обязательное задание по газомоторам для ОАО РЖД, «Россетей», «Транснефти» — «при положительном ТЭО». Обязательная квота по газовому транспорту будет введена для государственных и муниципальных организаций — изменения в законы разработают к июлю 2020 года, но уже к июлю 2019 года будут преимущества для такого транспорта при госзакупках.
Но в ноябре предполагалось, что субсидируемые скидки на газомоторную технику отменят при реформе господдержки промышленности. Изменения, предложенные вице-премьером Дмитрием Козаком, заменяли все программы на единую субсидию под обязательства компаний нарастить экспорт (см. “Ъ” от 30 ноября). Позднее господин Козак сообщил, что список отменяемых мер будет обсуждаться, а из проекта постановления их убрали (см. “Ъ” от 11 декабря). Теперь газомоторное топливо правительство будет развивать через госпрограмму Минэнерго. Проект «дорожной карты» для отрасли до 2024 года внесен в правительство, пояснил “Ъ” глава Минпромторга Денис Мантуров. Он включает субсидии на стимулирование спроса на технику и ее переоборудование на газ. Предполагаемый объем — около 180 млрд руб., компаниям, строящим АГНКС, могут компенсировать 25–40% расходов.
В «Газпроме» говорят, что многие компании переводят на газ свои автопарки. «Почта России» до 2020 года переведет на газ более 1 тыс. машин, метан выбирают владельцы крупных парков (X5 Retail Group, «Деловые линии», «Мираторг»), всего у «Газпрома» 812 соглашений, а сама монополия обещала перевести на газ парк к 2020 году. В 2014–2017 годах компания купила 5,6 тыс. машин на газе, план на 2018 год — 1,2 тыс.
В автопроме, по подпрограмме Минэнерго (есть у “Ъ”), основные производители техники на газе — КамАЗ, группа ГАЗ и Volgabus. У группы ГАЗ модельный ряд автобусов и коммерческой техники на CNG (компримированный газ), есть газовый двигатель. Но, отмечают в компании, преимущества газа нивелируются более высокой стоимостью техники, господдержка нужна и для развития инфраструктуры, и для субсидирования закупок, но пока субсидии выделяют на год, что создает неопределенность. В «Соллерс» сказали, что УАЗ поставляет газомоторные автомобили ряду крупных компаний. АвтоВАЗ производит Lada Vesta CNG, и в компании говорят, что на нее есть спрос, в 2019 году планирует начать производство Largus CNG. Собеседник “Ъ” в автопроме говорит, что в основном технику закупают «Газпром» и автобусные парки, так как такие закупки субсидируются Минпромторгом.
Но транспортники более осторожны в оценках. Замглавы операционного управления по спецтранспорту AsstrA Олег Гребенько отмечает, что, пока не будет развита газомоторная инфраструктура, группа продолжит использовать нефтепродукты. По его словам, AsstrA тестировала метановые тягачи Scania G340 и отметила экономию топлива (около 50% в денежном выражении). Финдиректор Intertransavto (ITA) Александр Левкович отмечает, что компания не планирует переходить на газ, переоборудование более чем 300 единиц парка потребует больших вложений. «Газовое оборудование увеличивает стоимость автомобиля, мы не уверены, что они будут иметь спрос на вторичном рынке,— заметил он.— Мы выполняем международные перевозки, а в Европе нет АГНКС». Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов отметил, что компания использует две машины на газе для доставок по Москве и в столице всего шесть газовых заправок, а время заправки — не менее чем полчаса.
Комментарии