25 мая 2015 года в Москве в рамках пресс-завтрака с ведущими экспертами отрасли, депутатами Госдумы РФ, представителями ключевых деловых, специализированных СМИ и контрольных ведомств, были представлены промежуточные результаты исследования качества реализуемого топлива на российских АЗС.
С целью получения объективной информации по ситуации с качеством нефтепродуктов на розничном рынке, анализ проводят Комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности и НП «Независимые отечественные нефтетрейдеры».
Аналитическая информация по итогам промежуточного исследования.
Финальные результаты будут представлены в июне 2015 года. Данные будут переданы в Генеральную прокуратуру РФ, профильным министерствам и ведомствам.
Отвечая на вопрос журналиста, заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике Юрий Станкевич, сообщил, что наибольший объем контрафактного топлива зафиксирован в Южном, Уральском и Центральном федеральных округах. Юрий Станкевич привел пример Москвы и Московской области, где доля некондиционного бензина составляет около 8% от общего количества реализуемого топлива, а по дизелю - 30%.
Напомним, по оценкам, прозвучавшим на итоговом заседании Коллегии Минэнерго России 15 апреля 2015 г., объем нелегального топлива в целом по стране превышает 10 млн тонн.
29 апреля 2015 года на совещании с членами Правительства Президент России Владимир Путин поручил Генпрокуратуре РФ при поддержке других профильных министерств и ведомств разработать методы решения проблемы некачественного автомобильного топлива.
Генпрокуратура РФ начала массовые проверки качества автомобильного топлива на заправочных станциях и нефтеперерабатывающих заводах. Участие в проверке принимают эксперты Госстандарта и Ростехнадзора.
В рамках пресс-завтрака, заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексей Кулешов рассказал об актуальных задачах Росстандарта по обеспечению качества топлива. Проводятся плановые и внеплановые контрольно-надзорные мероприятия на АЗС и других объектах отрасли. Кроме того, Алексей Кулешов сообщил о необходимости ужесточения санкций в рамках КоАП: введение оборотного штрафа и приостановление деятельности нарушителей.
Участники дискуссии, среди которых были Павел Завальный, председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике; Генадий Шмаль, Президент Союза нефтегазопромышленников России; Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России; Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза; Сергей Яценя, президент АНО «Нефтегазовый национальный форум»; Павел Баженов, генеральный директор НП «Независимые отечественные нефтетрейдеры»; Наталья Шуляр, председатель подкомитета по моторному топливу Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, солидарны с инициативой об ужесточении ответственности за реализацию контрафактного топлива и внесении соответствующих серьезных изменений в КоАП. Председатель комитета по энергетике Государственной Думы РФ Павел Завальный подчеркнул, что комитет возьмет данный вопрос под особый контроль.
В рамках беседы, президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, одной из ключевых причин реализации фальсификата на топливном рынке назвал проблему отсутствия акциза на маловязкое судовое топливо. Ряд недобросовестных независимых АЗС под видом дизеля продают судовое топливо. Это не только влечет потери для бюджетов всех уровней и демотивирует добросовестных участников рынка, приводит к росту коррупции и ухудшает экологию, но и несет прямую угрозу транспортной безопасности.
Евгений Аркуша отметил, что в первую очередь необходимо устранить экономическую заинтересованность. А для этого предлагается ввести акциз на маловязкое судовое топливо, предусмотрев при этом механизм компенсации затрат конечному профильному потребителю путем предоставления налоговых вычетов.
Вместе с тем, участники дискуссии сошлись во мнении, что причины существенной доли контрафакта на рынке моторного топлива многоаспектны. Необходимо не только ужесточить ответственность, но и обеспечить баланс спроса и предложения, имея ввиду, что объективных предпосылок к возникновению дефицита нет. Наоборот, объем производства того же дизельного топлива в России почти в два раза превосходит потребление.
Для мониторинга ситуации участники пресс-завтрака договорились делегировать специалистов в совместную рабочую группу.
Комментарии