Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!


За время, прошедшее со дня выборов Президента РФ, рынок автомобильного топлива испытывает цено­вые потрясения, связанные с беспрецедентным ростом оптовых цен на бензины и дизельное топливо, уровень которых бьет исторические рекорды.


Так, по состоянию на 11 мая региональный биржевой индекс (Москва) на бензин АИ-92 вырос за этот период на 28,8 %, подорожав с 43481 до 56044 рублей за тонну, на бензин АИ-95 вырос на 23,1 %, подорожав с 45 543 до 56073 рублей за тонну, на ДТ вырос на 15 %, подорожав с 44762 до 51 496 рублей за тонну.


Аналогичный рост оптовых цен наблюдается и по дру­гим региональным индексам.


По отношению к аналогичному периоду прошлого года рост биржевых ценовых индикаторов составил по АИ-92 - 30,3 %, по АИ-95 -27,8 %, по ДТ - 37,4 %.


По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи на 11 мая биржевые ценовые индикаторы превысили розничные цены на 1,3 рубля за литр по бензину АИ-92 и на 1,1 рубля по ДТ.


Аналогично росту биржевых индикаторов растут и оп­товые цены сбытовых структур нефтяных компаний во всех регионах России.


При этом ФАС России на фоне такого роста оптовых цен на топливо ведет себя более чем странно. В начале апреля 2018 года, после обращения Российского Топлив­ного Союза к Президенту России В.В. Путину, руководите­ли ведомства выступили с успокаивающими заявлениями, говоря об отсутствии предпосылок роста цен на топливо, но с обещаниями строго штрафовать за рост цен.


После того, как беспрецедентный рост оптовых цен все-таки произошел, последовали заявления, что этот рост рыночно обоснован, но розничные цены удастся удержать в рамках инфляции, хотя уже сегодня розничные цены выросли по отношению к аналогичному периоду про­шлого года на 10 - 11% и на 5 - 5,5 % с начала 2018 года


Другой регулятор, Минэнерго РФ, высказался также: «Мы не видим критичной ситуации. Она ничем не отли­чается от ситуации с прошлыми годами. На сегодняшний день достаточное количество запасов нефтепродуктов».


Тем самым, в отсутствие позитивного влияния на описываемую ситуацию и нарочито положительный тон заявлений должностных лиц ведомств-регуляторов, создается лишь видимость стабильной, конкурентной среды, в которой сегодня работает малый и средний нефтепродуктообеспечивающий бизнес, в первую оче­редь, розничные АЗС.


На самом деле, работать в условиях постоянного диспаритета оптовых и розничных цен могут позволить себе только АЗС нефтяных компаний, у которых центр прибыли переносится в оптовое звено и убытки роз­ничных продаж покрываются прибылью от других видов деятельности, а независимые АЗС просто терпят убытки и разоряются.


Считаем, что для исключения дальнейшего роста розничных цен необходимо принятия мер для сниже­ния оптовых путем экстренного оперативного вме­шательства в «ручном» режиме всех регуляторов, на­правленное на увеличение объема поставок топлива на внутренний рынок, повышение объема продавае­мого топлива в ходе биржевых торгов, введение мо­ратория на поставку нефтепродуктов за рубеж либо на установление экспортных пошлин в таком размере, уплата которых приведет к понижению экспортного паритета.


Пролонгация же нынешней ситуации приведет к ис­чезновению независимых сетей (их доля составля­ет около 60% от общего числа АЗС), следовательно, к уничтожению конкуренции на розничном рынке, со­циальному недовольству, т.к. оставит без работы около 1 млн. человек, и, в целом, к дискредитации исполни­тельных органов государственной власти.


Убеждены, что такая ситуация с ценообразованием на оптовом и розничных рынках связана с олигопольной структурой оптового рынка при конкурентном рознич­ном, различной мотивацией ведения бизнеса на роз­ничном рынке и различными условиями налогообложе­ния для независимых сетей АЗС и сетей АЗС нефтяных компаний, а также из-за недостаточной реакции долж­ностных лиц, в чьи непосредственные обязанности входит объективный мониторинг ситуации, реагирова­ние на «тревожные» сигналы участников рынка и при­нятие мер по созданию и сохранению справедливой конкурентной среды для развития малого и среднего бизнеса.


Просим Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, дать поручение принять меры для обеспечения справедли­вого ценообразования на оптовом и розничном рын­ках моторного топлива, обеспечивающего работу всем субъектам в равных, конкурентных условиях.


Алтайский топливный союз

Ассоциация независимых автозаправочных станций

Восточной Сибири Ассоциация независимых нефтетрейдеров «ГСМ-Сибирь» (Новосибирская область) 

Ассоциация предприятий нефтегазового обеспечения по Чувашской Республике 

Ассоциация предприятий нефтепродуктообеспечения (Республика Татарстан)

Владимирская областная топливная ассоциация 

Воронежская топливная ассоциация 

Костромская топливная ассоциация 

Ленинградский топливный союз 

Липецкая топливная ассоциация 

Московская топливная ассоциация 

Московский межрегиональный нефтяной союз 

Некоммерческое партнёрство «Владельцев автозаправочных станций Камчатки»

Нефтяной клуб Санкт-Петербурга

Нижегородский топливный союз 

Одинцовская региональная топливная компания 

Рязанская топливная ассоциация 

Топливный союз Республики Башкортостан 

Тюменский топливный союз

 

Комментарии
Конфереция