24.04.2019 12:54
Комментарии: 0
Просмотры: 468
По данным “Ъ”, размер компенсации может вырасти на четверть, необходимые для этого средства будут получены за счет введения акциза на средние дистилляты и мазут, а также роста НДПИ на 37 млрд руб. при текущих ценах. Однако остаются разногласия относительно компенсации в 2020–2021 годах — Минфин видит там выпадающие доходы бюджета примерно на 45 млрд руб. при текущих ценах. Окончательного решения нет, подчеркивают источники “Ъ”.
Минфин и Минэнерго в основном согласовали новые параметры так называемой демпфирующей компоненты обратного акциза на нефть. Эта компонента при высоких ценах на нефть должна компенсировать потери нефтекомпаний с тем, чтобы те не повышали оптовые цены на топливо внутри России. При низкой цене нефти компании, наоборот, доплачивают в бюджет. Именно так случилось в начале этого года — тогда руководители крупнейших нефтекомпаний жаловались, что вынуждены платить в бюджет за реализацию бензина на внутреннем рынке, и так для них убыточную.
Как следует из протокола совещания 8 апреля у вице-премьера Дмитрия Козака (есть у “Ъ”, документ появился на прошлой неделе), формулу демпфера решено изменить с тем, чтобы увеличить размер компенсаций нефтекомпаниям. В частности, корректирующий коэффициент в формуле будет повышен до 0,75 с 0,6 в настоящее время. Это приведет к выпадающим доходам бюджета, которые планируется покрыть за счет введения акциза по ставке дизтоплива на «все неподакцизные жидкие нефтепродукты».
По данным “Ъ”, за счет этих мер можно получить 50–60 млрд руб., в том числе 46 млрд руб. за счет средних дистиллятов (их объем на рынке оценивается в 5 млн тонн), 2 млрд руб. за счет газойля и 14 млрд руб. за счет мазута (около 1,5 млн тонн).
Кроме того, Минфин все же добился повышения НДПИ — предлагается, что в диапазоне цены нефти $55–80 за баррель нефтекомпании будут платить дополнительно по 75 руб. с тонны добытой нефти, что даст 37 млрд руб. Если же цена нефти превысит $80 за баррель, эта дополнительная плата будет расти линейно, но в любом случае не превысит 204 руб. с тонны (т. е. 100 млрд руб. в целом по отрасли).
В Минфине, Минэнерго и аппарате Дмитрия Козака отказались от комментариев.
Однако окончательного решения нет, говорят собеседники “Ъ” в правительстве и на рынке. Ключевое разногласие, по их словам, связано с использованием коэффициента 0,75 не только в 2019 году, но и в 2020–2021 годах. По действующему законодательству, с 2020 года размер корректирующего коэффициента снижался с 0,6 до 0,5. Соответственно, согласованные источники финансирования демпфера не учитывают возникающую разницу в 0,1, которая возникнет, если будет применяться коэффициент 0,75. «При корректирующем коэффициенте на уровне 0,75 в 2020–2021 годах нефтекомпании дополнительно получат около 45 млрд руб. ежегодно при текущих ценах»,— оценил главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Минфин, по данным “Ъ”, считает эти деньги выпадающими доходами бюджета и настаивает на их компенсации.
Собеседники “Ъ” на рынке отмечают, что введение акциза на средние дистилляты, газойль и мазут призвано сделать невыгодным продажу суррогатного топлива.
Вытеснение этого товара с рынка, в свою очередь, может привести к росту цен на дизтопливо, как это уже происходило в 2017 и 2018 годах. «Введение акциза повлияет на стоимость суррогатного безакцизного дизельного топлива, которое до сих пор поставляется в ряде регионов под видом экзотических нефтепродуктов, не попадающих в категорию средних дистиллятов»,— говорит Сергей Ежов. Сегодня ставка акциза на дизтопливо составляет 8541 руб. на тонну, но при повышении на такую величину стоимость суррогата станет менее конкурентоспособной. «Дополнительное налогообложение приведет к замещению суррогатов качественным топливом, соответствующим требованиям технического регламента, а поставщики суррогатов будут вынуждены уменьшить маржу»,— полагает эксперт.
Комментарии