Правительство обсуждает корректировку правил выплат нефтяникам из бюджета. Как это скажется на ценах на АЗС

Сергей Тихонов

В правительстве обсуждается очередная корректировка условий выплат из бюджета нефтеперерабатывающим компаниям за оптовые поставки топлива на российский рынок по ценам ниже экспортных (демпфер).

По словам замминистра финансов Алексея Сазанова, речь идет о корректировке размера отклонения от индикативной цены (определяемой государством на год), при котором выплаты нефтяникам прекращаются. Сейчас биржевые котировки бензина могут превысить индикативную цену на 10%, а дизельного топлива (ДТ) - на 20%.

В 2025 году индикативная цена для бензина (считается по бензину марки АИ-92) - 60 450 руб. за тонну, а ДТ - 57 200 руб. за тонну. То есть для получения выплат из бюджета нефтяникам нужно не допускать, чтобы на торгах на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) котировки бензина превысили 66 495 руб. за тонну, а ДТ - 68 640 руб. за тонну. Если в среднем за месяц цены превысят эти значения, выплаты по демпферу обнуляются. Бюджету не придется платить, но у нефтяников не будет больше стимулов сдерживать цены на топливо внутри страны, а все производимые объемы выгодно будет экспортировать. В результате возможен дефицит топлива и рост цен в рознице на АЗС.

В конце 2024 года уже рассматривалось предложение повысить предельное отклонение от индикативной цены на 5%, для бензина - до 15%, а для ДТ - до 25%. Инициатор предложения, заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич объяснял необходимость повышения верхнего порога оптовых цен тем, что с 2025 года акцизы на топливо были дополнительно проиндексированы и выросли значительно выше уровня официальной инфляции (в среднем на 15%), а в параметрах демпфера это не учитывается. Поэтому растет риск обнуления демпфера.

Но сейчас котировки на СПбМТСБ далеки от предельных значений. Тонна бензина АИ-92 торгуется чуть выше 51 тыс. руб., тонна ДТ - 60 тыс. руб. Как поясняет Станкевич, правительство рассматривает повышение порога для выплат по демпферу как превентивную меру в преддверии сезонного роста спроса на топливо, плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и обстоятельств форс-мажора, от которых мы не застрахованы в условиях ведения боевых действий. Цены на бирже могут меняться ежедневно, при этом демпфер выплачивается с временным лагом спустя месяц. Расширение диапазона - хеджирование рисков, уточняет Станкевич.

Как замечает зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, после всех реформ и роста налогов экономика нефтепереработки у нас почти потерялась. Постоянно говорят, что нам нужно больше перерабатывать нефти внутри страны, но существующие условия не позволяют это сделать. Поднятие верхнего порога демпфера позволит НПЗ немного свободнее вздохнуть, считает Гусев.

Но людей больше волнует, что будет с ценами на АЗС, ведь если цены в опте смогут вырасти еще на 5% выше, чем ранее было возможно, это может отразиться на рознице. По мнению генерального директора маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, нефтяники сейчас придерживают цены в рознице, и для регулятора это особенно важно, поскольку речь идет о расходах автовладельцев, покупающих топливо для АЗС. На этом фоне смягчение правил расчета субсидий по демпферу выглядит как ответный жест, призванный компенсировать нефтяникам недополучение выручки в розничном сегменте. От этой меры проиграют независимые АЗС, которые закупают топливо на бирже. Крупные компании, у которых есть вся цепочка производства топлива - от скважины до бензоколонки, - наоборот, окажутся в выигрыше.

Эксперты считают, что цены на АЗС в этом году не вырастут выше инфляции

Станкевич отмечает, что у Федеральной антимонопольной службы (ФАС) есть все рычаги для контроля и реагирования на ситуацию на топливном рынке, и они не допустят необоснованного роста цен.

Гусев также считает, что на розницу изменения параметров демпфера не повлияют, поскольку цены на АЗС таргетированы по уровню инфляции. Но эксперт подчеркивает, что эта схема (рост розничных цен на бензин и ДТ в пределах инфляции) некорректна, нерыночна и ведет только к ухудшению экономики АЗС.

Терешкин не ожидает в этом году и осложнений с оптом. Не будет драматических колебаний котировок топлива на бирже, как это было, например, осенью 2023 года. Тогдашний скачок цен был связан со стремлением Минфина урезать выплаты по демпферу. Тогда как в нынешнем году в регулировании отрасли будет сохраняться статус-кво: субсидии нефтяникам были заложены в федеральный бюджет на 2025 год, и если здесь и будет какой-то пересмотр, то не раньше следующего года.

Но, по словам управляющего партнера NEFT Research Сергея Фролова, проблема механизма демпфера заключается в том, что изначально он задумывался как временная мера для предотвращения роста цен на топливо на внутреннем рынке в рамках реализации так называемого налогового маневра (постепенное увеличение налога на добычу полезных ископаемых - НДПИ - на нефть при одновременном снижении экспортных пошлин на нефтепродукты). А в итоге демпфер функционирует уже восьмой год.

Механизм, по сути, хорошо работает только в достаточно узком диапазоне цен на нефть и нефтепродукты при относительно стабильном курсе рубля, считает Фролов. А при резких колебаниях параметров дает сбои - либо выплат не хватает для рентабельной работы НПЗ, либо нефтяники начинают получать, по мнению Минфина, сверхприбыли. Сейчас мы видим очередные предложения по корректировке механизма, отмечает Фролов.

По его мнению, пока не будут разработаны по-настоящему продуманные и долгосрочные меры защиты внутреннего топливного рынка от колебаний на внешних рынках, мы еще неоднократно будем наблюдать за изменениями в формулу расчета демпфера.

Комментарии