Полтора года спустя после крупнейшего в истории загрязнения российской нефти на экспортных маршрутах пострадавшие покупатели по-прежнему требуют повышения компенсаций, рассказали Рейтер три источника, знакомые с ходом переговоров о выплатах.
Российская трубопроводная монополия "Транснефть", в систему которой попала хлорорганика весной 2019 года, выплачивает компенсации получателям загрязнённого сырья, но установила лимит на такие выплаты в размере $15 за баррель. Часть пострадавших согласились с этой суммой, но другие считают её недостаточной, чтобы покрыть весь ущерб, говорят источники.
Rosneft Deutschland, "дочка" государственной "Роснефти", итальянская Eni, торговые фирмы Trafigura и Glencore, которые суммарно приняли около 1 миллиона тонн загрязнённой нефти, не согласились на предложенную "Транснефтью" сумму возмещения, сообщили Рейтер три источника в отрасли.
Среди покупателей, которые уже согласовали компенсации и получили их, - французская Total, торговая компания Vitol и венгерский MOL.
"Роснефть" отказалась комментировать вопросы взаимодействия с "Транснефтью", отметив, что они "решаются в рабочем порядке на основе существующих контрактных обязательств сторон". Итальянская Eni не смогла оперативно ответить на запрос Рейтер. Торговые компании Glencore и Trafigura отказались от комментариев.
"Транснефть" не ответила на запрос Рейтер.
"Транснефть" создала резерв под выплаты компенсаций за инцидент с загрязнением трубопровода Дружба в размере 26,1 миллиарда рублей и выплатила 8,2 миллиарда рублей в четвертом квартале прошлого года и первом квартале этого, сообщала компания. Кроме того, Транснефть доначислила в резерв сумму для дальнейших выплат из-за ослабления рубля.
Общий объём загрязнённой нефти в системе "Транснефти" составил свыше 5 миллионов тонн. Сырьё поступало по нефтепроводу "Дружба" и в балтийский порт Усть-Луга. "Транснефть" считает, что причиной попадания хлорорганики стала "мошенническая схема", по которой в систему "был осуществлён слив нефти, которая не прошла товарную подготовку".
Fix price
Причина согласия или несогласия покупателей с лимитом на выплаты, установленным "Транснефтью", связана с различиями в условиях поставок и применявшихся рыночных схем и, как следствие, разным уровнем фактически понесённых издержек, отмечают источники.
Так, покупатели морских партий "грязной" нефти, в отличие от трубопроводных, вынуждены были оплачивать простой судов (демередж), а также штрафные санкции со стороны судовладельцев и покупателей.
Содержание хлорорганических соединений неравномерно распределялось по танкерным партиям, отгруженным из Усть-Луги в конце апреля - начале мая, отмечают трейдеры. Концентрации варьировались от 30 до 300 ppm в зависимости от даты отгрузки. Таким образом, одни покупатели могли легко довести нефть до кондиционного состояния, а у других не было шансов превратить сырьё в ликвидное из-за очень высокой концентрации загрязнителя.
Но и за трубопроводные партии, поставленные "Роснефти" на её немецкие НПЗ, покупатель просит больше, чем предложенные "Транснефтью" $15 за баррель, отмечая, что стоимость хранения сырья, урон, нанесенный оборудованию, и вынужденное сокращение переработки нанесли существенный ущерб.
"Они хотят компенсацию в два-три раза выше, чем то, что "Транснефть" предлагает. Этот конфликт может затянуться на годы", - сказал источник близкий к переговорам.
Торговые партнёры "Роснефти", Glencore и Trafigura, тоже пока придерживаются того же мнения, что и российская госкомпания, говорят источники.
Однако другие покупатели становятся более покладистыми или просто устали ждать - совет директоров "Транснефти" объявил о лимите на выплаты ещё в 2019 году, вскоре после аварии.
Total, один из крупнейших покупателей российской нефти Urals, в октябре договорилась о компенсации за полученные объемы грязной нефти, согласившись на предложенную Транснефтью сумму, сообщала транспортная монополия.
Согласно двум источникам, компания Shell также близка к согласованию компенсации в размере $15 за баррель, но окончательно ещё не подписала соглашение.
"Очень сложно доказать убытки в этой ситуации, а $15 - лучше, чем ничего", - сказал источник знакомый с ходом переговоров.
Представители Shell отказались от комментариев.
(Ольга Ягова, Глеб Городянкин, редактор Александр Ершов)
Комментарии