Конфереция

После запрета субсидировать поставки автомобильного топлива в труднодоступные уголки страны цены на него ушли «в космос»

Законодатели Ненецкого автономного округа (НАО) добиваются права субсидировать из регионального бюджета автомобильные заправки, расположенные в труднодоступных местностях, что позволит снизить стоимость топлива для населения. Участники рынка предлагают в качестве альтернативы изменить технический регламент, позволив использовать для этой цели мобильные АЗС. Власти Ненецкого автономного округа намерены приложить дополнительные усилия для продвижения законопроекта, позволяющего регионам предоставлять субсидии предпринимателям, доставляющим бензин и дизельное топливо в отдаленные и труднодоступные местности и продающим его населению по фиксированным ценам. В марте Собрание депутатов НАО предложило Госдуме откорректировать статью 78 Бюджетного кодекса, запретившую с прошлого года направлять на эти цели средства из региональной казны. В результате цена на бензин в ряде сел НАО выросла в этом году до 78 рублей за литр, притом что жителям столицы округа — Нарьян-Мара — литр топлива обходится в 36 рублей (вполне на уровне средней цены бензина по РФ), рассказали RegNews в пресс-службе парламента НАО. «До апреля 2014 года, пока в бюджете округа были предусмотрены средства на такие субсидии, в труднодоступных поселках бензин стоил порядка 34 рублей за литр, теперь же цены выросли больше, чем в два раза», — сетует председатель Собрания депутатов НАО Анатолий Мяндин. Однако правительство прохладно отнеслось к нуждам жителей НАО. В качестве главного аргумента для отказа в рассмотрении этой законодательной инициативы Минэкономразвития выдвигает отсутствие надлежащего контроля за стоимостью транспортной составляющей расходов поставщиков топлива. Но, по мнению представителя Собрания депутатов НАО в Совете Федерации Евгения Алексеева, ссылаясь на эту проблему, Москва не учитывает богатый опыт субъектов РФ по «Северному завозу», при котором контроль за стоимостью транспортных услуг — далеко не самая большая проблема. Парламентарий уверен, что регионам необходимо продолжить работу над законопроектом с учетом позиции правительства РФ и добиться его принятия. «Иначе нарушается право граждан, проживающих в удаленных населенных пунктах на территориях Крайнего Севера, на обеспечение жизненно важными ресурсами», — подчеркнул он. «Федеральное законодательство в некоторых моментах не учитывает особенности районов Крайнего Севера. Субсидирование затрат организаций, реализующих бензин населению, могло бы обеспечить достойные условия жизни людям, проживающим в труднодоступных местностях», — поддерживает его Анатолий Мяндин. Замначальника отдела анализа и маркетинговых исследований Thomson Reuters KORTES Александр Шкурин заявил RegNews, что альтернативным выходом из данной ситуации, позволяющим снабжать население отдаленных сел топливом по разумным ценам, могло бы стать разрешение на использование передвижных АЗС. «Если в такой поселок будет приезжать по расписанию несколько раз в неделю бензовоз, это намного удешевит процесс, — говорит он. — Бизнесменам не придется содержать стационарную заправку, пусть даже контейнерного типа, платить работникам зарплату. Тогда, возможно, удастся обойтись без всяких субсидий. Однако такое решение требует изменения существующих технических регламентов, запрещающих мобильные АЗС из-за их небезопасности. Но бензовозы у нас при этом спокойно разъезжают по городам». Передвижные АЗС могли бы обеспечивать целый «куст» таких труднодоступных поселков, снижая логистические и операционные издержки, подтвердил RegNews достоинства этой идеи председатель совета некоммерческого партнерства «Независимые отечественные нефтетрейдеры» Павел Баженов. «Доставка автомобильного топлива в труднодоступные районы — это удел независимого сектора, крупные вертикально-интегрированные холдинги туда не идут. И проблема эта существует во многих удаленных уголках страны, особенно в малонаселенных поселках. Завоз бензина, например, в села Якутии крайне затратен еще и в силу отсутствия нормальных дорог. И эти затраты тоже добавляются к конечной цене топлива наряду с содержанием АЗС, — говорит он. — Поэтому идея субсидирования компаний, осуществляющих продажу бензина населению таких сел, конечно, правильная. И разговоры о невозможности контролировать стоимость транспортной составляющей расходов таких поставщиков не выдерживают критики. Она вполне считается, было бы желание. Тем более что есть разные варианты субсидирования — дотировать можно как логистику, так и составляющие самой цены бензина, к примеру, акцизы».
Комментарии
Конфереция