Атака на российский танкер Midvolga 2, перевозивший подсолнечное масло,
продолжила серию нападений на гражданские суда в Черном море. Инцидент
произошел в 80 морских милях от турецкого берега. Ранее — 28 и 29 ноября —
беспилотные катера ударили по двум танкерам под флагом Гамбии — Kairos и
Viratа. Ответственность за эти атаки фактически взяли на себя спецслужбы
Украины. Серьезную обеспокоенность событиями выразил президент Турции Реджеп
Эрдоган. Владимир Путин назвал действия киевского режима пиратством и заявил,
что в ответ на эти атаки Россия расширит номенклатуру ударов по украинским
портам и судам, которые заходят в них. Эксперты считают, что «танкерная война»
— это преднамеренная тактика Украины по срыву мирного урегулирования, а также
попытка отвлечь внимание от нарастающих проблем на линии боевого соприкосновения
и коррупционных скандалов внутри страны.
Смещение целей
Атака на российский танкер 2
декабря, как и предыдущие подобные эпизоды, имеет вполне определенную цель — на
фоне успешного наступления России на купянском и волчанском направлениях украинская
сторона решила «сменить картинку» и перенести внимание на свои действия в
акватории Черного моря. Она сейчас превратилась в площадку для демонстрации
«громких медийных побед», которые, по замыслу Киева, должны «замазать»
неблагоприятную общую картину в зоне СВО, полагает военный эксперт Дмитрий
Болтенков.
— По сути, мы наблюдаем попытку
развязать «танкерную войну». Цель — создать угрозу для торгового судоходства и
тем самым оказать экономическое и психологическое давление, — отметил он.
Опрошенные «Известиями» эксперты
сходятся во мнении, что Киев, совершая нападения, преследует несколько ключевых
целей. Первая заключается в попытке сорвать мирные переговоры, спровоцировав
Москву на чрезмерно жесткий ответ. Вторая — усилить свои переговорные позиции в
процессе согласования пунктов потенциального мирного соглашения. И третья —
отвлечь общественное внимание от нарастающих проблем на линии боевого
соприкосновения и коррупционных скандалов внутри страны.
В Кремле назвали атаки Украины на
КТК и танкеры вопиющим случаем
— Следует быть готовыми к тому,
что Киеву и его западным партнерам для усиления своих «карт» потребуется всё
чаще прибегать к радикальным шагам, выходящим за пределы непосредственной линии
боевых действий, — отметил аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ
ВШЭ Тигран Мелоян.
Реакция Турции
Нападение на танкер Midvolga 2,
следовавший из России в Грузию, произошло в 80 морских милях от турецкого
побережья. Экипаж из 13 человек не пострадал, и судно продолжило движение в
порт Синоп. В министерстве транспорта и инфраструктуры Турции подтвердили
инцидент.
Атаки с использованием
беспилотных катеров и дронов становятся новой формой угрозы судоходству. Ранее
в Черном море были повреждены два танкера под флагом Гамбии — Kairos и Virat.
Оба следовали в Новороссийск. 274-метровый Kairos плыл из Египта и был атакован
в ночь на 28 ноября — пришлось эвакуировать экипаж. Virat выдержал сразу два
удара беспилотных катеров — 28 и 29 ноября. Украинская сторона признала
ответственность за эти нападения, сообщили сразу несколько западных СМИ со
ссылкой на источники в Службе безопасности Украины. Согласно этой информации,
для атак применялись морские беспилотники Sea Baby.
Президент Турции Реджеп Эрдоган
выразил серьезную озабоченность по поводу обострения ситуации в Черном море.
— Удары по торговым судам в
пределах нашей исключительной экономической зоны свидетельствуют о тревожном
обострении ситуации. Мы никоим образом не можем оправдать эти нападения,
которые угрожают безопасности судоходства, жизни и окружающей среде, — заявил
Эрдоган.
Жестче высказался его коллега,
президент России Владимир Путин.
— Атаки на танкеры даже не в
нейтральных водах, а в особой экономической зоне другого государства, третьего
государства, — это пиратство, — заявил он, общаясь с журналистами на инвестиционном
форуме ВТБ «Россия зовет!».
По словам Путина, в ответ на эти
атаки Россия расширит номенклатуру ударов по украинским портам и судам, которые
заходят в них. Глава государства также подчеркнул, что, если нападения на
танкеры продолжатся, Москва рассмотрит возможность ответных мер в отношении
судов из стран, которые оказывают помощь Киеву. Он добавил, что Украина не
сможет заниматься пиратством, если ее отрезать от моря.
«Прямую связь видим и с попытками помешать
текущим международным усилиям по приближению устойчивого мира», — говорится в
комментарии официального представителя МИД РФ Марии Захаровой на сайте
ведомства.
По мнению дипломата, с помощью
подобных терактов Киеву важно отвлечь внимание от коррупционного скандала на
Украине. Захарова также обратила внимание, что украинские спецслужбы фактически
заявили о причастности к этим действиям, опубликовав в своих СМИ
видеосвидетельства произошедшего.
Удар по торговым партнерам
Эксперты подчеркивают, что атаки
на танкеры — как военная, так и экономическая агрессия, которая бьет не только
по России.
— Эти действия Киева направлены
прежде всего на подрыв нашего морского торгового трафика и ставит в неудобное
положение Турцию, которая, несмотря на нормальные отношения с Москвой,
оказывает Киеву военную помощь, — полагает Василий Дандыкин.
Нападения могут оказать влияние
как на отношения Анкары и Киева, так и на всю мировую торговлю, считает
экс-замминистра иностранных дел и заместитель генсека ООН Сергей Орджоникидзе.
— Подобные действия
демонстрируют, что Украина — неблагонадежный партнер для построения серьезных и
долгосрочных торговых отношений, — отметил он. — Танкеры — это критически
важный инструмент доставки товаров. Когда транспортировка грузов срывается
из-за террористических действий, это подрывает доверие к государству. Турция, как
ключевой игрок и бенефициар черноморской торговли, безусловно, сделает
соответствующие выводы.
По мнению аналитика Центра
средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тиграна Мелояна, если международное
сообщество не осудит действия Украины, аналогичные истории могут повториться
где угодно, например, в акватории Балтийского моря, где курсируют танкеры,
перевозящие российскую нефть из портов Усть-Луга и Приморск.
Ответные меры
Эксперты сходятся в оценке, что
эскалация напряженности в Черном море неизбежно приведет к жесткому ответу со
стороны России. В частности, необходимо ускоренными темпами вводить в строй
собственные беспилотные ударные катера для поражения прибрежной зоны Украины —
например, портов Одессы и Очакова, которые используются для выгрузки западного
вооружения, полагает Василий Дандыкин.
Москва может рассмотреть и
введение системы конвоев для сопровождения танкеров в зонах повышенной
опасности, используя быстроходные катера, оснащенные дронами и легким вооружением,
добавил Тигран Мелоян. Другой вариант — размещение вооруженной охраны
непосредственно на борту судов, хотя это потребует серьезной проработки
законодательной базы и условий захода в иностранные порты.