Кризис в секторе малой
нефтепереработки может привести к дефициту сырья и росту цен на топливо
Ирина Кезик
Российские независимые нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), на чью долю
приходится порядка 14 % рынка, вынуждены работать ниже порога рентабельности.
Причины — отсутствие экспорта, сложности внутреннего ценообразования, рост
стоимости логистики и высокая ключевая ставка. Представители компаний считают,
что спасти ситуацию можно отменив запрет на экспорт и возврат НДС для
непроизводителей топлива. Экспертный совет комитета Госдумы по энергетике
намерен уже в марте провести заседание, посвященное проблемам независимых НПЗ.
Эксперты полагают, что в данной ситуации целесообразно разработать и утвердить
графики транспортировки нефтепродуктов на экспорт, что позволит обеспечить
квотирование экспорта по конкретным НПЗ с учетом потребностей внутреннего
рынка. В противном случае России может грозить дефицит сырья для химической отрасли
и рост цен на моторное топливо.
Проблемы независимых НПЗ
Экспертный совет комитета Госдумы
по энергетике в марте проведет заседание с приглашением нефтепереработчиков и
всесторонней оценкой необходимых мер налоговой и неналоговой поддержки этого сектора.
Об этом «Известиям» рассказал заместитель председателя комитета Юрий Станкевич.
Поводом послужило обращение представителей отрасли в нижнюю палату парламента.
Владельцы независимых НПЗ
выражают обеспокоенность экономическими условиями, в которых им приходится
работать.
— Мы сталкиваемся с рядом
серьезных проблем, включая ограничения экспорта, сложности внутреннего
ценообразования на нашу продукцию, высокую ключевую ставку и рост стоимости
логистики. Все эти факторы негативно сказываются на нашей рентабельности и
заставляют нас пересматривать стратегии работы, — рассказал «Известиям»
представитель одного из мини-НПЗ.
По его словам, предприятиям
приходится закупать нефть по котировкам Argus, а продавать готовую продукцию по
монопольно низким ценам внутреннего рынка.
— К примеру, мы покупаем нефть по
45 рублей за литр, а продаем прямогонный бензин по 36 рублей дочерним
предприятиям СИБУРа, — отметил собеседник.
По его словам, компаниям
приходится объясняться с налоговыми органами, почему они торгуют ниже
себестоимости. В то время, как покупатели сетуют на отсутствие экспортной
альтернативы и выставляют свои цены.
Кроме того, как рассказал
«Известиям» источник в отрасли, за последние три года услуги логистики выросли
в два раза, а высокая ключевая ставка затрудняет привлечение оборотного
финансирования.
— Эти условия ставят под угрозу
стабильность нашего бизнеса и создают значительные трудности для дальнейшего
развития сектора. Когда правительство принимало решение о запрете экспорта, оно
преследовало цель искоренить серый экспорт, но в таможенных документах видно,
откуда идут нефтепродукты, — отметил собеседник «Известий».
По его словам вышеперечисленные
проблемы характерны для всех российских мини-НПЗ.
— Думаю, что спасти ситуацию
можно отменив запрет на экспорт и возврат НДС для непроизводителей топлива, —
считает представитель одного из заводов.
Мал золотник
По данным «Независимого
аналитического агентства нефтегазового сектора» («НААНС-МЕДИА»), на долю
независимых НПЗ в общем объеме нефтепереработки в России составляет порядка
14 %. Они производят 88 % полимерно-битумных вяжущих, 50 % гудрона для
нефтебитума, 25 % нефтебитума. Кроме того, по ее словам, доля независимых НПЗ в
производстве бензина составляет 5 %, дизельного топлива — 6 %, авиакеросина —
3 %.
— Указанная продукция является
стратегически важной для восстановления дорожно-транспортной инфраструктуры,
прежде всего, новых российских регионов, производства битумосодержащих и
кровельных материалов, — отметила генеральный директор «НААНС-МЕДИА» Тамара Сафонова.
По ее словам, рынок привычно
использует котировки одного агентства, что в ряде случаев приводит к
диспаритету цен закупки нефти и стоимости реализации продукции на внутреннем
рынке, которые поддавливаются экспортными ограничениями, в частности, для
сектора мини-НПЗ.
В настоящее время в России
действует запрет на экспорт нефтепродуктов для непроизводителей — к ним
относятся трейдеры, нефтебазы и НПЗ с производительной мощностью менее 1 млн т
топлива в год. Таких заводов в стране насчитывается порядка трех десятков. Не входящих
в вертикально-интегрированные нефтяные компании и перерабатывающих более 1 млн
т — 10 НПЗ.
Вводя запрет на вывоз
нефтепродуктов, власти рассчитывали пресечь серый экспорт топлива и насытить
внутренний рынок. Под таким экспортом подразумевается ситуация, когда трейдеры
покупают нефтепродукты по цене для внутреннего рынка, а продают их на экспорт
по более высокой.
В Миэнерго «Известиям» не
предоставили комментарий о целесообразности реализации мер, предлагаемых
представителями мини-НПЗ.
В свою очередь, в СИБУРе редакции
сообщили, что потребности компании в прямогонном бензине обеспечены в первую
очередь собственным производством и поставками по долгосрочным контрактам от
крупных производителей «ТАИФ-НК» и «Танеко».
«Это обеспечивает суммарно более 85%
необходимого сырья. Эпизодические поставки от мини-НПЗ составляют лишь 14%,
несколько сотен тысяч тонн в год. Совокупный объем производства газового
бензина (БГС) российскими мини-НПЗ составляет около 1,3 млн т. СИБУР покупает
на спотовом рынке чуть более четверти этого объема», — отметили в компании.
Там добавили, что закупки
прямогонного бензина у мини-НПЗ осуществляются по спотовым ценам, которые
формируются на основе нетбэка.
В Федеральной антимонопольной
службе «Известиям» заявили, что к ним «не поступали обращения и жалобы на
действия СИБУРа в части приобретения топлива».
На экспорт по графику
По словам Юрия Станкевича,
безусловно, деятельность независимых НПЗ должна находиться в фокусе системного
внимания органов государственной власти.
— Как минимум, это объясняется
вкладом таких предприятий в общий объем нефтепереработки, который, по имеющимся
оценкам, составляет 10–13%. Дополнительный фактор — необходимость обеспечения
профицита топлива на внутреннем рынке в условиях риска террористических атак, —
отмечает собеседник.
Он напомнил, что ранее Минэнерго
использовало практику заключения соглашений с независимыми НПЗ. В обмен на
обязательства о строительстве установок вторичной переработки нефти заводы
приобретали право на получение возвратного акциза. Независимые НПЗ оказались в
худших условиях в сравнении с флагманами отрасли на этапе «налогового маневра»,
инициированного Минфином, существенно потеряв в рентабельности пять–семь лет
назад.
— Предлагаемый подход —
разрешение экспорта непроизводителям и возврат НДС — самый очевидный шаг в
поддержку независимых НПЗ в экономической логике. Но правительство однозначно
не поддержит его в нынешних условиях, опасаясь неконтролируемого роста цен на
внутреннем рынке и потенциального дефицита топлива по причинам, изложенным
выше, — полагает Юрий Станкевич.
В свою очередь, Тамара Сафонова
отметила: учитывая целесообразность роста валютной выручки предприятий, доходов
государства, применения недискриминационных принципов при экспорте
нефтепродуктов важно рассмотрение вариантов отмены таможенных пошлин, которые
подразумевают прекращение производственной деятельности предприятий с объемами
переработки менее 1 млн т в год.
— Еще в октябре 2023 года
согласно постановлению правительства № 1637 от 05.10.2023 была введена в
действие таможенная пошлина для экспорта нефтепродуктов в размере 50 тыс.
рублей для таких предприятий. Традиционные топлива, выпускаемые мини-НПЗ, а
именно — мазуты, бензиновые и дизельные фракции — по-прежнему востребованы на
внешнем рынке, а прибыльность от реализации выше относительно внутреннего
рынка, — напомнила она.
По ее мнению, для обеспечения
экспорта нефтепродуктов самими производителями, исключения перепродаж на
экспорт биржевых объемов, возможно рассмотрение целесообразности разработки и
утверждения графиков транспортировки нефтепродуктов на экспорт (по аналогии с
графиками транспортировки нефти на экспорт).
— Это позволит обеспечить
квотирование экспорта по конкретным НПЗ с учетом потребности внутреннего рынка,
— отметила собеседница «Известий».
Сокращение производства
независимыми НПЗ окажет серьезное влияние на внутренний рынок — может грозить
дефицит сырья для химической отрасли и рост цен на моторное топливо.
По словам Тамары Сафоновой, при
периодически возникающем дефиците моторных топлив на внутреннем рынке сложно
переценить вклад независимого сектора переработки для бесперебойного
обеспечения рынка России.
— Кроме того, в рамках реализации
нацпроекта «Развитие производства химической продукции» именно независимые НПЗ
могут обеспечить сырьем новые производства. На фоне роста электротранспорта в
мире мазуты и другие тяжелые топлива российского происхождения по-прежнему
высоко востребованы на внешнем рынке, широко используются
сельхозпроизводителями, а также в качестве топлива для паровых котлов,
котельных установок, промышленных печей, электростанций, — добавила она.
Функционирование независимых НПЗ,
по нашим оценкам, обеспечивает около 20 тыс. рабочих мест, предприятия
реализуют социальные проекты, заключила эксперт.