Полезные заправляемые дорожают на бирже Бензин потянул за собой СУГ

Биржевая стоимость сжиженного углеводородного газа, который может использоваться как автомобильное топливо и является альтернативой бензину, стремительно растет. Основной причиной являются ожидания роста стоимости бензина в связи с атаками беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы, а также начало высокого сезона потребления СУГ. Впрочем, пока эксперты не видят реальной нехватки нефтепродуктов, а правительство обещает принять дополнительные меры для насыщения рынка.



Биржевые котировки сжиженных углеводородных газов (СУГ), которые в середине марта достигли минимума с начала 2024 года, начали активно восстанавливаться. К 20 марта цена на этот вид нефтепродуктов в европейской части России достигла 20,3 тыс. руб. за тонну, что на 16,6% выше уровня 15 марта, следует из данных биржи СПбМТСБ. Это пока на 22,5% ниже пиковых январских значений, когда стоимость СУГ превышала 26 тыс. руб. за тонну.

В «Аналитике товарных рынков» подорожание сжиженных газов связывают с сокращением продаж крупнейшими производителями.

В момент основного роста котировок — 19 марта — поставки на биржу упали почти на треть, до 10,3 тыс. тонн. Свои предложения уменьшили «Газпром», «Сургутнефтегаз» и СИБУР. Нефтехимическая компания, обычно продающая все лоты пропан-бутана с завода в Тобольске на старте торгов, во вторник начала предлагать газ в последние пять минут сессии. «Отсутствие объемов одного их крупнейших производителей активизировало спрос, и в дальнейшем все сделки компании на тобольском базисе прошли в одну секунду по максимально возможной цене»,— отмечается в обзоре «Аналитики товарных рынков». Эксперты полагают, что сокращение поставок СУГ на биржу добавляет нервозности потребителям на фоне ситуации на рынке светлых нефтепродуктов, поставки которых снизились из-за аварий на НПЗ.

«СУГ — это субститут бензинам, так что они дорожают следом за резким ростом цен на топливо»,— добавляет управляющий партнер «Петролеум Трейдинг» Максим Дьяченко. Он также напоминает, что у сжиженных газов ярко выраженная сезонность потребления и в феврале котировки традиционно достигают нижней точки, от которой следует повышение на фоне роста потребления.

По словам господина Дьяченко, в России сейчас нет дефицита нефтепродуктов, но рынок «торгует ожиданиями», и на фоне атак на НПЗ участники опасаются проблем с поставками.

Котировки бензина и дизтоплива активно растут с 11 марта, несмотря на введенный с 1 марта запрет на экспорт бензинов и сохраняющиеся ограничения на вывоз за рубеж дизтоплива. Так, 19 марта стоимость марки бензина АИ-95 на бирже поднялась на 1,29% и впервые с конца сентября 2023 года превысила 65 тыс. руб. за тонну. Бензин Аи-92 подорожал на 1,25%, до 52,5 тыс. руб. за тонну. Летнее дизельное топливо выросло в цене на 0,4%, до 66,3 тыс. руб. за тонну, межсезонный дизель — на 1,86%, до 67,4 тыс. руб. за тонну.

По оценке Виктора Катоны из Kpler, совокупно из-за аварий российские НПЗ могут снизить переработку нефти в стране примерно до 5,1–5,2 млн баррелей в сутки при условии, что доступные и прежде простаивающие мощности первичной переработки будут дозагружены. В марте от атак дронов пострадали Рязанский и Сызранский НПЗ «Роснефти», Нижегородский НПЗ ЛУКОЙЛа.

При этом в Минэнерго не ожидают, что атаки приведут к сокращению первичной переработки нефти в стране по итогам года. Как заявил журналистам глава министерства Николай Шульгинов, в 2024 году объемы переработки сохранятся на уровне прошлого года (275 млн тонн). По его словам, ситуация с обеспечением топливом на фоне инцидентов на НПЗ находится под контролем и правительство обсуждает с нефтекомпаниями корректировку графиков плановых ремонтов НПЗ. В числе мер по сохранению профицита бензина на внутреннем рынке чиновник назвал увеличение производства и снятие логистических ограничений на перевозки топлива по железной дороге. При этом министр отметил, что новые законодательные инициативы по стимулированию нефтепереработки сейчас не обсуждаются.

Ольга Мордюшенко, Дмитрий Козлов

Комментарии
Конфереция