За период с 2020 года было принято более двух десятков поправок в
законодательство, направленных на увеличение налоговой нагрузки на нефтяную
отрасль. В результате этого она могла потерять несколько триллионов рублей
инвестиционных ресурсов. О сверхдоходах банкиров, металлургов и производителей
удобрений Минфин как будто забывает. Нефтяникам – сложные формулы налога на
добычу навсегда, остальным – разовые изъятия «для галочки»?
Сегодня доходная часть российского
бюджета практически на 30% состоит из поступлений от прямого налогообложения
нефтяной отрасли. Одновременно с этим налоги, уплачиваемые нефтяными
компаниями, остаются самыми высокими в сырьевом секторе. Как утверждают
аналитики SberCIB, в среднем 76% доналоговой прибыли нефтяных компаний сейчас
уходит в бюджет страны. Если обратиться к статистике, то за последние 10 лет
нефтяники в качестве налогов заплатили 67 трлн рублей.
Согласно данным той же SberCIB,
как раз «Роснефть» имеет самую высокую нагрузку среди нефтяных компаний – у неё
этот показатель составляет 79% от доналоговой прибыли (EBIT), у
«Сургутнефтегаза» – 77%. Что касается других компаний сектора, для них характерны
цифры в диапазоне от 71 до 73%. Если же обратить внимание на совокупные
налоговые выплаты в нефтегазовом секторе, то здесь на долю «Роснефти»
приходится около 36%, ещё 23% – это «Газпром» (без учёта «Газпром нефти»), 16%
– ЛУКОЙЛ.
Главный исполнительный директор
«Роснефти» Игорь Сечин дал примерно такую же оценку, отметив, что налоговая
нагрузка на отрасль составляет в среднем 75% от финансового результата. «Такой
уровень налоговой нагрузки разрушает саму экономическую модель функционирования
отрасли и нарушает права инвесторов, в том числе акционеров – физических лиц,
число которых у «Роснефти» превышает 1,3 млн человек», – заявил Сечин
после презентации отчёта компании за I полугодие 2024 года. За этот период она
обеспечила уплату 2,8 трлн рублей налогов.
Важно отметить, что налоговая
нагрузка на нефтяную отрасль имеет устойчивую тенденцию к росту – он происходит
почти ежегодно. Влияние на ситуацию оказала и спецоперация на Украине, после
старта которой для отрасли дополнительно повысили налоги с целью компенсировать
выпадающие бюджетные доходы. В частности, на 2023–2025 годы был увеличен НДПИ
на нефть – в результате за указанный трёхлетний период в бюджет должно
поступить порядка 630 млрд рублей.
Здесь – ослабить, там – закрутить
В этом году в налогообложении
нефтяной отрасли снова произошли заметные изменения. Речь идёт о завершении
налогового манёвра с 1 января 2024 года, что привело к снижению до нулевого
значения пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. Вместо этого государство
решило сделать ставку на налог на добычу полезных ископаемых. Сам же порядок
расчёта НДПИ с начала года изменился – используемый при расчётах дисконт в цене
российской нефти марки Urals к цене нефти Brent уменьшился с 20 до 15 долларов
за баррель. В результате такой меры были запланированы дополнительные
поступления в бюджет в 2024 году в размере 814,9 млрд рублей. Однако в марте
случились обратные изменения – дисконт скорректировали на период с 1 января
2024 года. Уже запланировано дальнейшее снижение показателя. В частности, в
2025 году его намерены снизить до 10 долларов за баррель, в 2026-м – до 6
долларов за баррель. Ожидается, что доппоступления в бюджет в результате этой
меры в следующем году составят 1,8 трлн рублей, а ещё через год – 2,6 трлн
рублей.
В начале этого года с целью
компенсации выпадающих бюджетных доходов, которые возникают по причине
корректировки демпфирующей надбавки обратного акциза, сумму НДПИ подняли на
значение разовой надбавки, учитывающей объём нефти, добытой в период с октября
по декабрь 2023 года. Также было принято решение об исключении нулевой ставки
по НДПИ при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых.
Позитивные изменения для
нефтяного сектора тоже есть. К ним относят возможность осуществлять перевод с 1
января участков с высоковязкой и сверхвязкой нефтью на режим налога на
дополнительный доход (НДД), который берёт в учёт реальную себестоимость добычи.
По мнению директора аналитического центра «Яков и партнёры» Геннадия Масакова,
которым он поделился с газетой «Ведомости», система НДД предполагает более
гибкое распределение налоговой нагрузки с учётом сложности работ на
месторождении. При этом эксперт отметил, что рост НДПИ способствует снижению
доступного денежного потока для реализации инвестпрограмм, которые
запланировали нефтяные компании, и уменьшению рентабельности добычи.
Вычет не поможет
Изменение порядка уплаты налога
на прибыль, НДС, НДФЛ, имущественных и других налогов, о котором было объявлено
в 2024 году, также не пройдёт незаметно для нефтяной отрасли. Напомним, что
согласно принятому Госдумой закону с 2025 года ставка налога на прибыль
вырастет с 20 до 25%. Одновременно с этим правительство предусмотрело
возможность использования так называемого федерального инвестиционного
налогового вычета (ФИНВ). Это механизм, за счёт которого якобы можно
сбалансировать рост налога. В частности, сумма налога на прибыль может быть
снижена на капрасходы в рамках инвестпроектов, требования к которым установит
правительство. Параметры ФИНВ, по словам замминистра финансов Алексея Сазанова,
будут озвучены уже осенью. Эксперты говорят, что в рамках рассматриваемых
властями сценариев планируемая предельная сумма вложений, подлежащая вычету,
установлена на уровне 5,5–17%.
Повышение налога на прибыль в
следующем году должно дополнительно принести государству около 1,6 трлн
рублей, а согласно информации, содержащейся в пояснительной записке к
законопроекту о вычете, его размер составит порядка 0,3 трлн рублей. Оценивая
долю налога на прибыль в общей сумме налогов нефтяников, инвестиционный стратег
УК «Арикапитал» Сергей Суверов говорит о цифре порядка 7%, подчёркивая, что
здесь нельзя делать вывод о её несущественности для отрасли. Он также особо
подчеркнул, что именно для нефтяного сектора сейчас характерен наибольший
уровень налоговой нагрузки, составляющий 75% финрезультата, в то время как в
других крупных отраслях, таких как, например, химическая промышленность и
производство минеральных удобрений, а также электроэнергетика, показатель равен
26% и 39% соответственно. На этом основании эксперт не исключил, что пополнение
бюджета за счёт активно инвестирующей отрасли может иметь негативные
долгосрочные последствия.
По данным компании Kasatkin
Consulting, в 2023 году размер инвестиций российских ВИНК (вертикально
интегрированная нефтяная компания. - Ред.) увеличился в полтора раза, достигнув
значения 2,7 трлн рублей, а в 2026-м показатель может вырасти до 3,1 трлн
рублей. Что ждёт российские месторождения, если эти планы придётся
пересматривать?
Леонид Крутаков, политолог, публицист, аналитик
– Налоговая нагрузка в нефтяной
отрасли запредельная. С учётом всех косвенных налогов она может доходить до
82%. Для сравнения: в банковском секторе – 27%. В 2023 году банки заработали
3,3 трлн рублей, в этом году, по прогнозам, их прибыль будет ещё выше. Это
самый прибыльный бизнес в России, хотя банки существуют не для выкачивания
денег из экономики, а для кредитования промышленности, ведь именно там
обеспечивается реальный рост производства и национального благосостояния.
Во всём мире существует дифференцированное
налогообложение банков. При превышении чистой маржи – разницы между депозитом и
выдаваемым кредитом – на 1,5–2% начинается прогрессивный налог, который делает
для банков невыгодным повышение кредитной маржи и получение сверхприбыли из
реального сектора. Они могут расти только за счёт роста объёма кредитования.
Рост объёмов даёт рост прибыли, а не рост процента при сокращении объёма
кредитования, как у нас это выстроено.
Налоговая нагрузка в горнорудной отрасли, которая схожа с нефтянкой, – 35%. Алмазы и драгметаллы – 31%, добыча газа – 62%. Минфин говорит, что мы должны обеспечить стабильность налоговой системы. Но о какой стабильности можно говорить при таком разбросе налоговой нагрузки на отрасли?
Конечно, это урезает инвестиционные возможности нефтяной отрасли, урезает возможности роста экономики России – не ВВП за счёт роста мировых цен на нефть, а реального роста экономики: в кранах, километрах, в длине трубопроводов, в строительстве новых газовозов, танкеров и всего прочего.
Почему такое происходит? Системная проблема одна и очень серьёзная: у нас за рост экономики и за доходы бюджета отвечают крупные компании, а правительство отвечает за расходы. Если, например, для той же «Роснефти» строительство «Восток Ойл» – это инвестиции в будущее, то для Минфина – это изъятие средств из бюджета. Там, где реальный сектор видит будущий рост, Минфин видит только потери, за рост экономики он никак не отвечает.
Артём Потёмкин
Газета «Наша версия» №33 от 02.09.2024