Государству удалось сократить долю суррогатного дизельного топлива на рынке. Однако для дальнейшего прогресса в этой сфере необходима массовая модернизация нефтяного производства с сохранением приемлемой для потребителя цены.
Благодаря новым правилам борьбы с суррогатным топливом государству удалось сократить долю суррогатного дизельного топлива на АЗС. По разным оценкам, его оборот на рынке составлял 6-10 млн тонн. Всего дизельного топлива по итогам 9 месяцев 2018 года было около 57,5 млн тонн, однако общие поставки на внутренний рынок возросли на 2 млн тонн (7,4 %). Для сравнения в 2017 году рост поставок закрепился на уровне 0,6 млн тонн. Тем не менее стоит уделить большое внимание повышению качества поставок экспортного товара.
Основным действенным методом стало расширение перечня подакцизных средних дистиллятов (печное и судовое топливо), которое продавали АЗС под видом дизеля. Однако это не позволило решить проблему полностью.
Перед производителями дизеля на ближайшие годы будет стоять задача модернизации производства для увеличения качества продукции. В условиях необходимости поддержания цены на товар и ужесточающихся экологических требований это будет непросто. Кроме того, ремонтные предприятия на АЗС обычно производятся осенью, расходы на них закладываются в стоимость топлива. Ввиду необходимости предлагать конкурентные цены некоторые АЗС терпят убытки.
Стоит также учитывать разницу в сложности и стоимости модернизации для разных регионов страны. Традиционно наибольших инвестиций требуют производства Сибири и Дальнего Востока, также важна грамотная финансовая экспертиза планируемого проекта. Логичным выходном для большого количества нефтяников в таких ситуациях является сотрудничество с банками.
Эксперты прогнозируют что это станет решением, к примеру, для Хабаровского нефтеперерабатывающего завода: предприятие провело модернизацию, инвестировав 3 млрд долларов, причем большая часть из этих денег ушла на экологические проекты. В итоге завод выпустил топливо премиум-класса с октановым числом 101. Выгодным партнером для завода видится банковская организация, так как она способна проводить расчеты и финансовые экспертизы, к примеру, Дальневосточный банк как ключевой банк региона.
Высокие стандарты экологичности и других показателей смогут стать серьезным препятствием для международной торговли тем НПЗ, которые не успеют провести модернизацию производства. Некоторые могут столкнуться с прямым законодательным запретом на экспорт, что соответствует выступлениям членов властных структур и мнениям экспертов.
Также не исключается вероятность закрепления уровня продажи нефтепродуктов на внутренний рынок в размере 17,5 % от общей добычи сырья. Для прошедших модернизацию НПЗ такое ограничение поможет повысить их конкурентоспособность и привлечь их к сотрудничеству с экспертами.
Комментарии