Софья Ефремова
На авторынке набирает
популярность альтернатива подорожавшим кредитам - подписка на автомобиль. Как
рассказали опрошенные "РГ" эксперты, ежемесячные платежи по подписке
могут быть в полтора-два раза ниже, чем по кредиту по ставке 26-30% годовых.
Так, городской кроссовер по подписке обойдется примерно в 55 тыс. рублей в
месяц, при этом не нужно платить первоначальный взнос. Однако у этой услуги
есть и свои минусы.
Ежемесячные платежи за авто по
подписке в полтора-два раза ниже, чем по кредиту, уверяют эксперты.
"Подписка на авто - это
способ владения личным автомобилем без его покупки. Можно взять автомобиль на
срок от 6 месяцев до 3 лет, каждый месяц оплачивая пользование машиной", -
объяснил Сергей Медынский, руководитель проекта "ВТБ Авто".
В фиксированный ежемесячный
платеж включено все, кроме бензина и платных парковок, добавили сооснователи
проекта The Mashina Григорий Дудаш и Евгений Кладов. Машина застрахована по
ОСАГО и каско, не нужно платить транспортный налог. Техническое обслуживание
также оплачивает сервис, равно как и шиномонтаж, и саму зимнюю резину и ее
хранение.
Подписка на автомобиль - это
способ владения машиной без ее покупки. Также не нужно платить транспортный
налог и покупать страховки
Такой вариант владения
автомобилем подходит почти всем, считают эксперты: например, людям, которые
хотят менять машину каждые 1-2 года на новую модель или тем, кто ездит на
машине только в сезон (только летом или только зимой). Также подписка на авто подходит
индивидуальным предпринимателям и самозанятым. Не все банки готовы работать с
такой категорией заемщиков, а подписка не является кредитным продуктом.
Кроме того, подписка может быть
интересна людям, которые не готовы к длительным обязательствам по кредитам.
Сейчас, по словам экспертов, львиная доля автокредитов выдается на срок 7 лет,
чтобы снизить платежи. Но обратной стороной медали является необходимость все
больше и больше вкладываться в уже морально устаревший автомобиль под
обременением, замечают Дудаш и Кладов.
"Кредит - это история
гораздо более дорогая сейчас, нежели чем подписка, потому что в кредит ты
берешь авто под ставку 26-30% годовых", - говорит Антон Шапарин,
вице-президент Национального автомобильного союза. Более того, нельзя просто
купить машину: в тело кредита обязательно подгружают страховку, страхование
жизни, карту помощи на дороге - все это может прибавить к стоимости кредита
сумму до 500 тыс. рублей.
"Сейчас потребительский
кредит наличными дешевле, чем автомобильный кредит", - добавляет Шапарин.
По мнению эксперта, подписка в
зависимости от модели машины обходится в полтора-два раза дешевле в месяц, чем
кредит.
Недавно у одного из сервисов
подписки на авто появилась возможность выкупа той машины, которую клиент брал в
подписку. По словам Шапарина, сервис закупил парк в 650 моделей, и на них есть
серьезный спрос: за первую неделю работы 100 автомобилей уже выкупили.
"Мы понимаем, почему так
произошло - многие люди хотят купить машину без кредитов и не могут. А здесь
появилась такая возможность, поэтому я уверен, что тираж в 650 экземпляров
разлетится очень быстро", - говорит эксперт и считает, что и другие
сервисы подписки начнут предлагать вариант покупки автомобиля.
Недостаток подписки -
ограниченный набор моделей автомобилей
В пресс-службе ВТБ Авто
рассказали "РГ", что после окончания подписки клиент тоже сможет
оставить автомобиль себе, если выкупит его по остаточной стоимости.
У каждого сервиса свои условия -
например, в одном можно передать руль близким и без ограничений ездить по
России. В других есть возможность выбрать условия страхования автомобиля
самостоятельно. Различаются и требования к стажу: где-то он не нужен вовсе,
где-то потребуется стаж в 1 или 2 года.
Как и любой финансовый продукт,
подписка на авто имеет свои нюансы.
"Недостаток у подписки на
авто, наверное, один - довольно ограниченный набор моделей, которые
доступны", - говорит Антон Шапарин. Тем не менее он уверен, что
представленные в сервисах подписки модели автомобилей - это самые ходовые
модели, которые в большинстве случаев рядового потребителя более чем устроят.
Серьезным недостатком можно
считать зоны пользования автомобилем, который был взят в подписку. Многие
сервисы нужно заранее предупреждать о своих поездках (например, у The Mashina
на сайте так и написано: доступны поездки по всей территории России и Европы,
но "только предупредите"). У компании Яндекс.Драйв можно взять машину
в подписку только в Москве и Санкт-Петербурге. Поехать за границу на машинах
сервиса не получится, а ездить по России можно только в зонах покрытия (например,
в Карелию или Архангельск на машине уехать не выйдет - это нужно учитывать,
оформляя подписку).
По словам Антона Шапарина,
прибыль сервисов подписки на авто заключается в том, что они покупают машины
большими партиями напрямую у дистрибьютора.
"Это выходит сильно дешевле,
чем при покупке по розничной цене, процентов на 10-15% минимум. Поэтому они
могут предлагать эти машины по достаточно комфортной стоимости", -
подчеркнул эксперт.