Сергей Тихонов
Розничные цены на бензин второй год подряд к началу осени сильно
обгоняют уровень инфляции. По данным Росстата, она ко 2 сентября составила
5,17%, в то время как бензин на АЗС в среднем подорожал на 6,7% с начала года.
Более того, отдельно премиальные марки бензина АИ-98 и выше выросли в цене на
10,7%, то есть в два раза превысив инфляцию.
Эксперты уверены, что по итогам
года рост цен на АЗС уложится в рамки инфляции или близко к ним. Так произошло
в 2023 году. Причем тогда осенью шел разговор о топливном кризисе, а сейчас
происходящее никто так не называет. К тому же рост цен на дизельное топливо
(ДТ), которое важно для аграриев в период сбора урожая, пока весьма скромен, с
начала года - на 3,2%, то есть значительно ниже инфляции.
А вот бензин продолжает дорожать.
Процесс не остановил даже запрет на его экспорт, который возобновили с 1
августа и продлили до конца года. По данным Московской топливной ассоциации
(МТА), всего за неделю со 2 по 8 сентября только на заправках столицы бензин марки
АИ-92 подорожал на 24 коп., АИ-95 - на 33 коп., а АИ-100 - на 1,34 руб.
На бирже с сентября цена бензина
пошла вниз, но в последнюю неделю августа приблизилась к максимальным значениям
2023 года.
Сейчас на понижение биржевых
котировок играет резко подешевевшая нефть, обвалившаяся с 80 долл. и выше до 71
долл. за баррель. Цены на нефть не сильно влияют на стоимость топлива в нашей
стране, действие их отложено во времени, но определенное давление на биржевые
котировки они окажут, если только баррель быстро не вернет утраченное.
Еще один фактор - погода. На
редкость теплый сентябрь продлил дачный сезон, поездок за город, пикников и
прочего. Дожди и похолодание должны остудить спрос на бензин.
Кроме того, основное подорожание
бензина сейчас происходит на независимых АЗС, а не на заправках крупных
нефтяных компаний. Так происходило и в прошлом году. У небольших АЗС нет запаса
прочности для удержания низких цен, они перестраховываются, и это отражается на
общей статистике.
Есть и другие факторы,
подстегивающие рост цен на АЗС. Как напоминает заместитель председателя
набсовета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета
конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, ключевая ставка в России
выросла. Соответственно, выросла стоимость заемных средств. По сути, банковские
кредиты стоят в три-четыре раза выше инфляции. Соответственно, процесс
производства и реализации бензина дорожает из-за роста зарплат, оборудования и
прочих затрат. Плюс изменения курса рубля не в сторону укрепления также влияют
на стоимость поставок оборудования.
В сентябре на российских
нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) должны пройти традиционные плановые
профилактические работы, из-за чего производство нефтепродуктов может
сократиться, добавляет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Для
устранения дефицита на этом фоне НПЗ нарастили среднесуточный объем переработки
в августе на 20% по сравнению с июлем, но сам факт ожидания снижения
производства уже подталкивает оптовые цены на бирже к росту.
По мнению Гусева, говорить о том,
что запрет на экспорт бензина не сработал, пока рано. Запрет - мера длительного
воздействия. На фоне ремонтов НПЗ и неудовлетворенного спроса за лето
сохраняются стабильные закупки на бирже. Более того, проблемы со сроками
отгрузки и доставки по железной дороге постоянно влияют на логистику. Чем
дольше доставка - тем выше затраты на кредиты. Плюс при условии невозможности
планирования поставок покупатели приобретают больше товара в надежде, что хотя
бы что-то доедет вовремя. И все это оказывает влияние на цены.
Остается вопрос, почему сильнее
всего дорожает бензин премиальных марок. Чернов считает, что это происходит
из-за более высоких издержек при их производстве. Они связаны с использованием
катализаторов горения или использования различных присадок, которые выросли в
цене на фоне дефицита иностранного оборудования.
Более половины бензина,
продаваемого через АЗС, - это АИ-95, а его доля в биржевых продажах, как
правило, 40% и ниже
Гусев указывает на то, что в
совместном приказе ФАС и Минэнерго не прописаны доли каждого бензина для продаж
на бирже - а все указано в целом. Необходимо разделить АИ-92 и АИ-95. Сейчас
складывается диспаритет - более 50% бензина, продаваемого через АЗС, - это
АИ-95, а его доля в биржевых продажах, как правило, 40% и ниже.
С точки зрения гендиректора
маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина,
опережающие темпы роста цен на бензин АИ-98 и выше напрямую связаны с ущербом
инфраструктуре НПЗ, который, по всей видимости, затронул установки по
производству высокооктановых топлив. Восполнение этого ущерба займет длительное
время из-за санкций на поставки оборудования для российской нефтепереработки. В
этой связи 12-месячный прирост цен на бензин по итогам 2024 года превысит общие
темпы инфляции, даже несмотря на действие сезонных факторов, считает эксперт.
С последним не согласен Гусев,
который уверен, что по итогам года розничная цена не превысит инфляцию. Опт же
инфляцией не таргетирован. Поэтому беспокоиться не о чем. В отношении же
бензинов марки АИ-98 и выше эксперт считает, что оптимальным будет полный его
вывод на биржу. Это премиальная марка, для малообеспеченных групп населения она
не предназначена. Соответственно, стоит эту номенклатуру вывести на биржу с
показателями 100% от производства.
Чернов также считает, что по
итогу 2024 года рост внутренних розничных цен на бензин не превысит
среднегодовые темпы инфляции в стране. Цены скорректирует ФАС, возможно даже
раньше, чем в конце года, так как они оказывают сильное давление на
среднегодовые темпы роста потребительских цен в России.
По мнению Терешкина, в этом году
картина будет непривычной: из-за опережающего роста цен на бензин АИ-98
нефтяники будут сдерживать цены на ДТ (традиционно ДТ дорожало осенью), чтобы
"сохранить лицо" перед регуляторами. Речь идет о негласном
обязательстве удерживать прирост топливных цен в границах инфляции. Это правило
будет соблюдено в сегменте дизеля, тогда как в сегменте бензина, скорее всего,
нарушено. Как следствие, запрет на экспорт бензина будет продлен на первые
месяцы 2025 года.
Гусев считает, что стоит
вернуться к рассмотрению госрегулирования цен. Оптовый рынок создает больше
проблем, нежели решает вопрос справедливой цены. Поэтому в текущих
социально-экономических условиях госрегулирование цен - оптимальное решение,
отмечает эксперт.
Здесь, правда, возникает вопрос, каким образом и за
счет чего будут работать независимые АЗС, которых в России больше половины от
общего количества, при госрегулировании цен. Им нужно будет платить адекватную
зарплату сотрудникам, поддерживать оборудование в рабочем состоянии и развивать
бизнес. Полностью переложить доходы АЗС на продажу сопутствующих товаров
получится совсем не везде, а субсидирование АЗС из бюджета сейчас едва ли
возможно.