Почему в России нет дефицита нефтепродуктов

Сергей Терешкин

Основатель и генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET

 

Росстат опубликовал новые данные по промышленному производству: из них следует, что производство нефтепродуктов в мае 2025 г. увеличилось на 1,8% в сравнении с аналогичным периодом 2024 г., а по итогам первых пяти месяцев года — на 0,8%.

Детализированные данные по выпуску топлива — в том числе дизеля и автомобильного бензина — не доступны, однако ряд косвенных признаков указывает, что на российском рынке нет дефицита. Об этом, в частности, свидетельствует достаточно умеренный рост цен: по данным Росстата, к 23 июню 2025 г. розничные цены на автомобильный бензин выросли на 3% в сравнении с концом 2024 г., а на дизельное топливо — на 1,8%.

Для сравнения: инфляция за тот же период достигла 3,7%. В случае дефицита темпы прироста цен опережали бы общие темпы инфляции, тогда как сейчас видна ровно обратная картина.

Другим признаком является отсутствие экспортных запретов: ограничения действуют только для трейдеров, но не производителей топлива. Хотя ранее регуляторы неоднократно шли на экспортные ограничения для НПЗ: например, в сентябре 2023 г., на фоне резкого скачка биржевых цен, был установлен полный запрет на вывоз бензина и дизеля (за исключением стран ЕАЭС).

На сглаживание рисков дефицита влияет и торможение автомобильного рынка. По данным агентства «Автостат», продажи новых легковых авто по итогам первых пяти месяцев 2025 г. снизились на 26% (год к году, до 440,3 тыс. единиц).

Поэтому производственные факторы — связанные непосредственно с выпуском топлива — не создают серьезного давления на цены. Пока что это играет на общую стабилизацию рынка.

Комментарии