Владимир Баршев
На автомобилях с двигателем внутреннего сгорания ездит порядка 92%
россиян, в то время как владельцев электрокаров или гибридных машин в России
всего 8%. При этом свыше 84% автомобилистов не хотят пересаживаться на
электрокары. Почему электротранспорт не колесит во всю по столице и другим
городам страны, показало исследование девелоперской компании Forma.
Что останавливает водителей от
перехода на зеленый транспорт? Самый распространенный ответ на этот вопрос -
недостаточно развитая инфраструктура для владельцев электрокаров. В первую
очередь, наиболее животрепещущий вопрос, с которым сталкивается любой водитель
при мыслях о покупке электромобиля: где и как его заряжать? Свыше 77%
участников опроса наблюдают дефицит зарядных станций в своем городе.
Респонденты также отметили этот фактор как главную причину, останавливающую от
покупки электрокара. Таким мнением поделились 71%.
Сейчас вопрос нехватки зарядок
стоит настолько остро, что для 64% автомобилистов наличие "заветной
розетки" в паркинге или на территории ЖК является ключевым фактором при
выборе новой квартиры. По мнению участников опроса, наиболее удобная локация
для зарядки электроавто - паркинг вблизи ЖК. Об этом рассказали 87%. При этом
половина владельцев авто на бензине или дизеле готовы перейти на электромобиль,
если в их доме появится зарядная станция.
"По прогнозам Института
Генплана Москвы, переход на электротранспорт способен улучшить экологию города
к 2045 году до 35%. Важное направление на этом пути - создание подходящей
инфраструктуры. Поэтому одно из первых решений компании в эко-повестке -
обеспечить возможностью подключения зарядных станций для электромобилей в
паркинге ЖК", - говорит руководитель направления зеленого строительства
девелоперской компании Forma Егор Гуреев.
Стоит отметить, что камнем
преткновения для автолюбителей также становится время зарядки автомобиля.
Долгая "заправка" электрокара останавливает от его покупки 57%. Из
владельцев классических автомобилей о возможности перехода на электрокар при
минимальном времени его зарядки заявили 66%. Сейчас все зарядные станции
условно делятся на 3 типа: быстрые (50 кВт), средней скорости (7 или 22 кВТ) и
медленные (до 3 кВт). В зависимости от мощности станции варьируется и время для
зарядки электрокара. Так, быстрые станции позволяют зарядить автомобиль до 80%
за 20 минут, в то время как на медленной, чтобы дойти до отметки в 100%, может
потребоваться до 12 часов. Почти половина участников опроса готова тратить на
зарядку автомобиля до часа, для 34% оптимальное время 1-3 часа, 15% готовы
ждать от 3 до 6 часов, а 6% устраивает медленная зарядка. Еще один минус,
который мешает росту рынка электрокаров, - ограничение по запасу хода. Это
отметили 59% респондентов. Сегодня электроавтомобиль - преимущественно
городской вид транспорта, так как зарядные станции в основном устанавливаются в
жилых районах и вблизи торговых центров. На междугородних трассах их не найти,
в то время как на заправках крайне редко можно встретить зарядные станции
Также значительным негативным
фактором, который останавливает автомобилистов от покупки становится цена на
эко-транспорт. Это отметили 71% участников опроса. При меньшей разнице в цене
покупку электрокара готовы рассмотреть 6 из 10 водителей. Сейчас средняя
наценка на электродвигатель под капотом может доходить до 50%.
Участники опроса поделились
возможными причинами роста популярности электромобилей. Так, респонденты,
выбирая несколько вариантов ответа, выделили следующие преимущества: низкий
уровень шума (49%), экологичность (45%), отсутствие выхлопных газов (43%),
упрощенная конструкция (41%), отсутствие зависимости от цен на бензин (39%) и
наличие специальных льгот (25%).
При этом 74% автолюбителей
рассказали, что не знают о наличии льгот для владельцев электрокаров. А ведь
такие "бонусы", безусловно, стали бы дополнительным драйвером спроса.
Как показало исследование, 70% респондентов мотивирует к покупке такого типа
авто отсутствие в ряде регионов России транспортного налога для владельцев
электромобилей. Для 57% существенным фактором в пользу принятия решения о покупке
является бесплатный проезд по платным автобанам. Еще 54% опрошенных готовы к
покупке, узнав о компенсации стоимости электромобиля в размере 25%. А для 41%
дополнительным стимулом стало наличие в некоторых городах бесплатных парковок.
Самое интересное, что
опрашиваемые явно редко сталкивались с электромобилями. Дело в том, что
нынешние технологии, мощности электродвигателей и батарей гораздо выше, чем еще
10 лет назад. Простой зарядки таких батарей от обычной розетки просто не
хватит. Машину придется заряжать в лучшем случае 12 часов. Но, возможно и
дольше. В общем, любому электромобилю требуется отдельная станция зарядки. А
это большие деньги. Даже сейчас на дорогах бесплатных станций не существует. В
среднем быстрая зарядка в полтора часа обойдется в 1,5 тысячи рублей. Это 25
литров дизельного топлива. Так почему же у нас не любят электрички?