Осенью розничная стоимость бензина в России растет самыми высокими
темпами за год — разбираем причины
Московская топливная ассоциации
(МТА) сообщила, что на прошлой неделе розничная стоимость бензина на столичных
АЗС выросла на 17–18 копеек, дизельного топлива — на 27 копеек.
Завершение осени по объективным
причинам является периодом перехода с летнего и межсезонного на зимнее
дизельное топливо, что подстегивает рост цен. Сейчас, по данным СПбМТСБ, цена
зимнего ДТ на 23% выше, чем летнего.
При этом не менее важную роль
играет и отставание темпов прироста цен на дизель от общих темпов инфляции. К
11 ноября 2024 г. накопленная инфляция составила 7%, тогда как прирост
розничных цен на ДТ составил 4,9%, а на бензин — 8,7%.
Нефтяникам необходимо
компенсировать потери от вынужденных простоев, которые привели к сокращению
выпуска нефтепродуктов: по данным Росстата, общее производство нефтепродуктов
по итогам перовых девяти месяцев 2024 г. сократилось на 2,4% (год к году).
Повышение цен на дизель дает им такую возможность. И при этом позволяет
избежать негативной реакции со стороны регулятора, поскольку прирост цен на ДТ
все равно находится в границах инфляции.
Рост цен на бензин многие
связывают с возможной отменой запрета на экспорт. Однако по данным аналитиков
OPEN OIL MARKET, это не совсем так. Текущие колебания пока что укладываются в
формулу «10-20», согласно которой нефтяники теряют право на получение субсидий
в том случае, если среднемесячные цены на бензин превышают условную внутреннюю
цену на 10%, а цены на дизель — на 20%. Предельный порог для биржевой цены на
бензин составляет 64 515 руб. за тонну. Сейчас торги по бензину проходят на
уровне 60 500 руб./т. А большую часть месяца котировки находились даже ниже
этой отметки. То есть текущий рост цен не носит аномальный характер.
Прирост цен на АИ-98 в рознице
является опережающим. Если цены на бензин АИ-92 с начала года выросли в среднем
на 7,2%, а на бензин АИ-95 — на 7,6%, то в случае бензина АИ-98 прирост
составил 17,5%. Однако Росстат вряд ли перестанет учитывать АИ-98 при подсчете
сводного ценового индикатора.
В нынешнем году периодические
скачки цен на топливо имеют иную природу, чем годом ранее. Например, топливный
кризис июля-сентября 2023 г. был связан с планируемыми сокращениями выплат по
демпферу. Из-за этого нефтяники выбирали путь компенсации потерь за счет
резкого повышения биржевых цен. В нынешнем году демпферные механизмы не
пересматривались, но при этом нефтяники понесли потери из-за простоев и ущерба
инфраструктуре НПЗ: по данным Росстата, общее производство нефтепродуктов по
итогам перовых девяти месяцев 2024 г. сократилось на 2,4% (год к году).
Поэтому в текущем году нефтяникам
гораздо сложнее держать цены в приемлемых для регулятора границах. Как
следствие, риски роста цен на бензин сохраняются вне зависимости от времени
года.
Сергей Терешкин
Основатель и генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья
OPEN OIL MARKET