Почему независимые АЗС набирают обороты в России

Эксперт Эпикарт объясняет, почему независимые АЗС набирают обороты и как они конкурируют с крупными нефтяными компаниями

Марина Бакланова

Кандидат экономических наук. Учредитель ООО «Эпикарт»

Опыт работы более 15 лет в сфере горюче-смазочных материалов. Практикующий юрист

 

Российский рынок автозаправочных станций вновь находится в стадии активной трансформации, обусловленной как внутренними экономическими факторами, так и изменениями на мировом топливном рынке. С начала 2025 года розничные цены на бензин увеличились на 4,9%, что заметно обострило конкуренцию между крупными сетевыми операторами и независимыми автозаправочными станциями, вынуждая обе стороны пересматривать ценовые стратегии и маркетинговые подходы. Доля небольших операторов на рынке за этот период выросла на 2,9%, тогда как присутствие крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов) сократилось на 0,9%, что отражает постепенное перераспределение сил в сегменте. Сезонное повышение спроса, в сочетании с государственными мерами по стабилизации рынка, включая введенный в августе запрет на экспорт бензина, с одной стороны осложняет работу участников топливного рынка, а с другой — формирует новые рыночные ниши, которые особенно быстро осваивают независимые операторы.

В данной статье мы подробно рассмотрим специфику работы независимых сетей, сопоставим их ключевые преимущества и структурные вызовы с моделью ВИНКов, а также представим экспертный прогноз дальнейшего развития российского рынка АЗС на горизонте ближайших лет.

Несмотря на видимое доминирование крупных сетей, статистика показывает, что порядка двух третей автозаправочных станций в России находятся в собственности небольших региональных операторов, что придает рынку значительную степень диверсификации. Ключевым конкурентным преимуществом независимых АЗС по сравнению с крупными топливными корпорациями остается их высокая операционная гибкость и способность к ценовому маневрированию в условиях меняющейся конъюнктуры.

Отсутствие жесткой вертикали управления позволяет таким компаниям оперативно принимать решения на уровне конкретного региона, минуя многоступенчатые согласования и бюрократические процедуры, характерные для крупных холдингов. Региональные сети способны в кратчайшие сроки адаптировать цены и ассортимент услуг под колебания локального спроса и изменения биржевых котировок, что особенно важно в периоды волатильности рынка. На практике это выражается в более гибкой политике скидок и акций в рамках программ лояльности, активной работе с нишевыми локациями — от малонаселенных поселков до труднодоступных трасс, а также в готовности тестировать и оперативно внедрять инновационные форматы обслуживания, включая компактные модульные АЗС и станции для зарядки электромобилей.

Однако вместе с преимуществами независимые операторы неизбежно сталкиваются с целым рядом системных вызовов, способных ограничивать их развитие. Одним из ключевых факторов риска является высокая зависимость от текущих условий рынка и стабильности отношений с поставщиками топлива. Отсутствие собственной сырьевой базы обусловливает уязвимость независимых АЗС к скачкам оптовых цен и возможным перебоям в поставках, особенно в периоды нестабильности на рынке переработки и логистики.

Ограничения на экспорт бензина, введенные в 2025 году, спровоцировали рост биржевых цен и временные сбои в логистических цепочках, что болезненно отразилось на независимых операторах, лишенных возможности компенсировать издержки за счет внутренней переработки. Масштабирование сети предполагает существенные капитальные вложения в приобретение земельных участков и модернизацию оборудования, а конкуренция за перспективные локации с ВИНКами делает этот процесс еще более затратным и сложным для независимых игроков. И хотя за последние годы качество топлива на независимых станциях заметно улучшилось, благодаря ужесточению контроля и технологическим обновлениям, в сознании части автомобилистов сохраняется стереотип о потенциально более низком уровне продукта на «небрендовых» заправках.

По оценке топливного интегратора Эпикарт, независимые АЗС смогут сохранить положительную динамику, концентрируясь на регионах с низкой активностью ВИНКов, выстраивая партнерства с логистическими платформами для оптимизации поставок и диверсифицируя базу поставщиков, в том числе за счет кооперации с малыми нефтеперерабатывающими предприятиями.

Долгосрочный успех независимых игроков во многом будет определяться их готовностью к объединению с другими региональными сетями для совместного лоббирования интересов, созданию устойчивых и диверсифицированных цепочек поставок, а также способности грамотно управлять рисками в условиях нестабильного и высококонкурентного топливного рынка.

Комментарии