Конфереция

Почему "дешевый" российский бензин так дорог на заправках

Самое популярное автомобильное топливо в России АИ-95 — еще и одно из наиболее доступных, если сравнивать с Европой. Но это в абсолютных показателях и без привязки к зарплате. На самом деле бензин обходится россиянам отнюдь не дешево. Федеральная антимонопольная служба уже возбудила несколько дел, однако цены на АЗС продолжают расти.


АЗС.jpg


Дешевле некуда


В среднем по стране литр 95-го обходится в 51,3 рубля, установили специалисты РИА Рейтинг. В Казахстане в перерасчете на отечественную валюту — 35,7. Максимум в Нидерландах: почти 170. Следом — Финляндия, Дания, Норвегия и Швеция.


Дизельное топливо в России — 54,4 рубля. Порядка 80 — в Казахстане, Белоруссии и на Украине. В разы больше в Великобритании, Финляндии, Норвегии, Бельгии, Швеции, Нидерландах.


Бензин подорожал везде. В Литве — почти на треть. Чуть меньше в Болгарии и Люксембурге. В 14 странах — на четверть. В России — на 8,5 процента.

Но покупательскую способность определяет еще и доход. "В абсолютном выражении отечественные ценники ниже европейских в два-три раза. Однако и заработки сильно отличаются", — отмечает Антон Быков, старший аналитик компании Esperio.


Если это учесть, получится примерно одинаково. Плюс-минус десять процентов.
Тут Россия уже посередине — на 17-м месте, между Казахстаном и Словенией. Российские водители на зарплату в среднем могут купить 920 литров. Многие в Восточной Европе позволить себе такое не могут.


Наиболее доступное топливо — в Люксембурге: там местные на месячный доход способны залить в баки около двух с половиной тысяч литров. В Норвегии — две тысячи. В топ-5 входят также Австрия, Великобритания и Дания.


Аутсайдер — Украина: показатель в шесть раз меньше, чем в Люксембурге, и в два с половиной, чем в России. Бензин — один из самых дешевых в Европе, но и зарплаты невысокие. Среди отстающих — Румыния, Словакия, Болгария и Венгрия.


От добычи до валютных качелей


Помимо котировок нефти, в цену автомобильного топлива закладывают налоги и акцизы. В России, поскольку страна добывающая, фискальное бремя ложится именно на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).


Сырье — это только 21 процент конечной стоимости. Расходы на производство — шесть. Надбавка продавцов — пять. Доставка и продажа — восемь. Не стоит забывать и об общей инфляции, конкуренции, валютном курсе.


Ценовое табло на европейских АЗС совсем другое, поскольку у большинства стран нет собственной нефти. Импортируют (в том числе из России), а это затраты на логистику. Добавьте налоги — НДС и энергетический сбор, которые в ЕС достаточно высоки.


Причем нефть по-прежнему дорожает. Brent сейчас в районе 89-90 долларов за баррель: за январь прибавка 0,8 процента. У WTI — плюс 1,3, до 91-го.


И это не предел. Если геополитическая ситуация вокруг Украины не стабилизируется и США введут очередные антироссийские санкции, не исключены и сто долларов. В таких условиях выгоднее продавать за границу.


В январе топливо в России прибавило 1,3 процента. Сказывается то, что с Нового года акцизы повысили на четыре процента.


Нефтяная формула


Первый заметный скачок возможен уже весной, когда традиционно усиливается спрос. "Февраль пройдет еще относительно спокойно. Зато потом бензин в годовом выражении подорожает на четыре — четыре с половиной процента. АИ-95 — до 55-55,3 рубля, АИ-92 — до 50-50,2", — предупреждает Антон Быков.


К тому же не стоит забывать про недобросовестных игроков рынка. Недавно Федеральная антимонопольная служба впервые возбудила дела после проверок цен на бензин. Дочерние компании "Лукойла" и "Газпром нефти" в Нижегородской области обвинили в нарушении закона о конкуренции. Следующее заседание назначили на 24 февраля.


Подобным грешат и в других регионах: базовое топливо меняют на премиальное. В итоге у потребителей нет выбора.


Контролировать рынок помогает демпферный механизм, основанный на разнице между экспортной ценой и индикативной внутренней, которая закреплена законодательно и ежегодно индексируется на пять процентов. Если маржа положительная, то есть продажи за рубеж выгоднее, нефтекомпаниям компенсируют примерно половину, чтобы они не повышали внутренние оптовые расценки. Если показатель отрицательный — производители платят в бюджет.


Как показывает практика, при нестабильности нефтяных котировок демпфер вполне эффективен. Но при волатильности рубля, когда вводят санкции, цены разгоняются. Поэтому аналитики все чаще говорят: пора пересмотреть расчетную формулу.


Весной прошлого года скорректировали базовую цену для внутреннего рынка — с 56 300 до 53 600 рублей за тонну. В конце декабря вице-премьер Александр Новак заявил, что правительство намерено в 2022-м проиндексировать ее на три процента. Аналитики надеются, что это сдержит подорожание.

Комментарии