28.01.2016 07:52
Комментарии: 0
Просмотры: 1651
Прошлый год на розничном рынке бензина прошел относительно спокойно, во всяком случае, с точки зрения официальной статистики. Бензин на российских АЗС подорожал на 5% или в среднем на 1,7 рубля за литр, что существенно ниже уровня инфляции, отчитывался вице-премьер Аркадий Дворкович.
Волн дефицита, подобных ситуациям прошлых лет, не было даже в пиковый летний период в связи с увеличением производства топлива, высоким уровнем запасов и снижением спроса.
Однако для рядового потребителя, внимающего официальной статистике, остается открытым вопрос: как будут вести себя цены на бензин в 2016 году и почему обвал мировых цен на нефть не позволяет ему сэкономить на заправке своего "железного коня".
Про налоги и сдержанность
В стоимости литра бензина доля цены на нефть не превышает 10%, остальное - это налоги, затраты на содержание АЗС и, собственно, маржа автозаправок. Такие данные неоднократно приводили отраслевые эксперты, объясняя динамику внутренних цен на топливо.
"В основном у нас цены растут из-за того, что растет налоговая нагрузка на отрасль. В этом году следует ожидать роста цен с учетом роста налоговой нагрузки, и общей инфляции. Но рост цен будет, также как в прошлом году, ниже уровня инфляции. Я думаю, что будет именно так, если ничего не произойдет экстраординарного", - отмечает глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша.
Россия с 1 января повысила ставки акцизов на бензин класса 5 с 5530 руб./т до 7530 руб./т, ниже класса 5 - с 7300 руб./т до 10500 руб./т.
По оценке Федеральной антимонопольной службы, повышение акцизов на бензин на 1 тыс. рублей должно приводить к росту цен в рознице на 1 рубль. Однако нефтяники корректировать цены в начале года не стали. По данным "ЦДУ ТЭК", во всех регионах России стоимость бензина с начала года даже немного снизилась, в пределах 5-6 копеек.
Президент "ЛУКОЙЛа" Вагит Алекперов заявлял, что компания не планирует резкого повышения розничных цен на бензин в этом году, несмотря на рост акцизов. "Я уверен, что и мы, и наши коллеги не будем никакие резкие движения делать в части цены на наши продукты", - сказал он.
Глава "ЛУКОЙЛа", традиционно выступающего трендсеттером на розничном рынке топлива, призвал коллег по отрасли проявить сдержанность в текущей экономической ситуации. "Нефтяная промышленность сегодня демонстрирует приверженность стабильным ценам на топливо на российском рынке. При том, что с 1 января увеличились акцизы на 2 рубля, цены на российских АЗС сейчас демонстрируют стабильность. Мы сегодня все должны быть чуть-чуть сдержаннее", - подчеркнул Алекперов.
Экспорт давит на внутренний рынок
Директор по развитию бизнеса агентства "Аналитика товарных рынков" Михаил Турукалов напомнил, что рост цен на бензин во многом связан с привлекательностью его экспорта. А при поставках на внутренний рынок компании пытаются компенсировать разницу за счёт потребителя.
"Несмотря на снижение цены нефти, наша налоговая система и падение курса рубля к доллару все равно обеспечивают высокие уровни экспортного паритета по бензину. То есть, сейчас соотношение цен в России и экспортного паритета такое, что бензин выгоднее экспортировать, чем поставлять на внутренний рынок. Разница не очень большая, порядка двух тысяч рублей на тонну, но она есть, и она, к сожалению, в пользу экспорта. Это значит, что больше товара будет отгружаться на экспорт, также из-за этого остановился импорт белорусского бензина в Россию", - отметил Турукалов.
По прогнозу агентства "Аналитики товарных рынков", с приближением весны бензины будут пользоваться еще более высоким спросом на мировом рынке, что окажет поддержку ценам. При этом низкие текущие цены на нефть могут привести к тому, что ставки экспортных пошлин на март окажутся еще ниже, чем ставки на февраль.
Кроме того, снижение среднесуточной переработки нефтяного сырья из-за убытков от экспорта мазута и несколько нештатных ситуаций на российских НПЗ привели к падению среднесуточного производства автобензина в январе на 6,2% в сравнении с декабрьским уровнем.
Несмотря на то, что ощутимого снижения цен на АЗС в этом году ждать не стоит, спрос на топливо сильно не снизится, прогнозирует Турукалов. "По потреблению бензина мы будем или на уровне прошлого года, или спрос незначительно снизится по сравнению с 2015 годом. Если снижение произойдет, оно будет в пределах 5%", - отметил эксперт.
АЗС не бедствуют
Даже при сохранении розничных цен на топливо на текущем уровне АЗС работают с очень хорошей маржой.
"У нас по розничным торгам сейчас все очень хорошо, хорошая маржинальная доходность. Цены оптовые у нас падают на сегодняшний день, розничные цены немножко выросли по отношению к прошлому году, маржинальный доходность вполне нормальная, дефицита нет, и заправки работают на сегодняшний день очень успешно. Причем и независимые, и заправки нефтяных компаний", - сказал Аркуша.
По оценке Турукалова, разница между средней розничной ценой бензина Премиум-95 в Москве и его биржевой стоимостью составляет около 11,5 рубля за литр. "Надо учитывать, что в эти 11,5 рубля включены все издержки сети АЗС, тем не менее, маржа очень высокая", - подчеркнул он.
Комментарии