От того, что некоторые владельцы АЗС незаконно используют бренды крупных компаний, торгуя от их имени некачественным бензином, страдают как сами компании, несущие репутационные потери, так и потребители. Но, по словам экспертов топливного рынка, независимые АЗС вынуждены идти на нарушение закона из-за топливной политики властей: для владельцев заправок это стало вопросом выживания.
Нередко автовладельцы сталкиваются с тем, что качество бензина на заправке под известным брендом неожиданно оказывается гораздо ниже, чем на других АЗС той же компании. Проблема не в том, что условный поставщик нефти, владеющий собственной сетью заправок, на одни АЗС поставляет «хорошее» топливо, а на другие — «плохое». Зачастую компания – производитель бензина не имеет никакого отношения к АЗС, работающей от ее имени.
«Для НК «Роснефть» вопрос качества топлива является одним из самых приоритетных в сегменте розничных и оптовых продаж, — говорят в крупнейшей российской нефтяной компании. — К сожалению, в ряде регионов мы сталкиваемся с неправомерными действиями в отношении интеллектуальных прав на товарные знаки «Роснефти».
Наибольшее число нарушений зафиксировано в Волгоградской, Орловской и Челябинской областях. По словам представителя «Роснефти», компания регулярно проводит мониторинг рынка на предмет незаконного использования товарного знака, а также обеспечивает правовое сопровождение защиты интеллектуальных прав на досудебной и судебной станциях.
«ЛУКойл» в прошлом году выявил около 140 случаев частичного или полного повторения товарных знаков и фирменного стиля компании. Нарушения зафиксированы в Республике Калмыкии, Самарской, Астраханской, Свердловской, Ростовской, Волгоградской, Саратовской и Челябинской областях, Краснодарском крае.
«После обнаружения таких фактов нарушителям направляется претензия с просьбой удалить товарные знаки и элементы фирменного стиля во внесудебном порядке, — пояснили «Газете.Ru» в компании. — В прошлом году больше половины нарушений прекращены добровольно. Если же нарушения продолжаются, «ЛУКойл» обращается либо с иском в Арбитражный суд, либо с заявлением о нарушении Федерального закона «О защите конкуренции» в региональное управление ФАС России».
«ЛУКойл» не ставит своей целью взыскание ущерба с нарушителей, приоритетом является прекращение нарушения, чтобы оградить потребителей от некачественных топлива и услуг», — подчеркивают в компании.
«АЗС, незаконно использующие известный и пользующийся доверием товарный знак, работают не по стандартам крупных компаний, — поясняет президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. — Это может проявляться в чем угодно, от качества топлива до уровня обслуживания и товарной номенклатуры».
Впрочем, по словам Аркуши, гораздо чаще встречается не столько собственно незаконное использование (фактически присвоение) товарного знака «с нуля», сколько ситуация с недобросовестными джобберами. Джобберская сеть — это сеть независимых АЗС, реализующих нефтепродукты компании на основании сублицензионного соглашения. Нередко джобберы уже после окончания действия соглашения продолжают использовать цвета и символику известных компаний.
По словам гендиректора Brandson Branding Agency Елены Юферевой, незаконное использование широко известных брендов крупных нефтяных компаний как на АЗС, так и в другой сфере может принести нарушителям лишь незначительные плюсы: в частности, они могут увеличить продажи своей продукции до того времени, пока не получат претензии от правообладателя, а также судебный иск и требования о компенсации ущерба.
«В части незаконного использования на рынке нередкой является ситуация, когда заимствуются элементы фирменного стиля, а также фирменные цвета, — рассказывает Юферева. — Недобросовестными участниками данного рынка это делается из расчета, что потребитель, находясь в автомобиле во время движения, скорее будет ориентироваться на знакомый цвет, используемый предпочитаемым оператором, а не на словесное название».
Крупные игроки российского топливного рынка, по словам Юферевой, нашли изящный выход из положения — зачастую они регистрируют как товарный знак собственно внешний вид автозаправочного комплекса. Это обеспечивает им возможность эффективной защиты через суды, а также через антимонопольный орган. В качестве примера можно привести брендбук компании «Газпром нефть», включающий в себя несколько сотен страниц с разъяснением правил использования брендов и суббрендов АЗС, таких как G-Drive и G-Energy, правил оформления АЗС и требований по их архитектурному виду.
«Право на товарный знак является исключительным и возникает по факту его регистрации в Роспатенте, — комментирует управляющий партнер компании «ЮрПартнеръ» Антон Толмачев. — Нарушение исключительных прав правообладателя может повлечь привлечение к гражданской, административной и даже уголовной ответственности».
Гражданская ответственность может ограничиться требованием по устранению выявленного нарушения, то есть удалению всех нарушающих права собственника товарных знаков обозначения, если это необходимо, даже уничтожения имущества, на которое они нанесены и не могут быть удалены. При этом правообладатель вполне может потребовать через суд компенсации в размере до 5 млн рублей.
«Если не считать крупных штрафов, наиболее суровой мерой может стать решение о ликвидации юридического лица, допустившего нарушение, если такие нарушения выявлялись неоднократно», — говорит юрист.
Привлечение к уголовной ответственности обычно не применяется, так как ответственность наступает в случае совершения противозаконных действий, имеющих признаки уголовного преступления, совершенного в особо крупных размерах или неоднократно.
Проблема давняя. Компания ТНК-ВР, на сегодняшний день поглощенная «Роснефтью», еще в 2006 году была вынуждена провести ребрендинг своих АЗС, и в первую очередь это было вызвано стремлением отсечь недобросовестных джобберов. «Они торгуют не нашим бензином, неизвестно какого качества», — говорил тогда вице-президент ТНК-ВР по маркетинговым операциям Александр Каплан.
В «ЛУКойле» указывают, что присутствие на рынке топлива, не соответствующего требованиям технического регламента (контрафакта), приводит к недобросовестной конкуренции и нарушает баланс на рынке. Использование таких моторных топлив наносит также ущерб экологии. Бензин, в который бесконтрольно добавляют различные присадки, уменьшает срок службы автомобиля. «ЛУКойл» поддерживает законодательные инициативы, направленные на пресечение оборота некачественной продукции, усиление контроля за деятельностью АЗС и расширение полномочий государственных органов в части проверок соблюдения участниками рынка норм качества реализуемых нефтепродуктов», — утверждают в компании.
«И незаконное использование брендов, и некачественный бензин — не от хорошей жизни, — говорит президент Независимого топливного союза Павел Баженов. — Это вопрос выживания, и вопрос этот поставлен властями, их популистскими мерами».
Проблема, по словам Баженова, в разрыве между крупнооптовыми и розничными ценами на топливо. Последние искусственно сдерживаются властями. «Если цена крупного опта на 92-й бензин по итогам 2016 года (декабрь к декабрю) выросла на 24,8%, то розница — лишь на 5% (ниже инфляции — 6,8% по итогам 2016 года), — рассказывает глава НТС. — При этом увеличивается налоговая нагрузка: растет НДПИ, увеличиваются акцизы, вопреки обещаниям правительства, которое заявляло о намерении их снизить, из-за этого как раз и выросли оптовые цены».
В такой ситуации, по мнению Баженова, даже те владельцы независимых АЗС, кто раньше не пошел бы на нарушение закона, вынуждены идти на крайние меры, в том числе использовать чужие бренды и торговать некачественным бензином.
На данный момент крупные госкомпании не дают франшизу, как раз опасаясь, что под их брендом будут торговать некачественным бензином. Сейчас действует так называемая агентская схема, когда вертикально интегрированные компании предоставляют независимым АЗС свое топливо для продажи, а владельцы заправок получают за это комиссионные. Но бренд при этом использовать не могут.
«Этим летом мы прогнозируем кризис, связанный с тем, что закупочные цены для АЗС начнут превышать цену продажи, — предупреждает Баженов. — Физических объемов топлива будет достаточно, но его просто не смогут продавать. Разрыв в ценах может привести к массовым банкротствам среди независимых АЗС».
Алексей Топалов