Конфереция

Пик во время спада: Откуда взялся дорогой бензин при дешёвой нефти

Биржевые цены на бензин марки АИ-95 в России на прошедшей неделе в течение нескольких дней покоряли новые исторические максимумы. Это не может не вызывать тревогу. Однако почему так вышло и как повлияет на конечного потребителя - попытаемся разобраться по пунктам. Причин у этого явления множество. Среди них – непрогнозируемое увеличение спроса, период летних отпусков и повышенный спрос на передвижение на личном транспорте, ремонты НПЗ и отрицательная экономика нефтепереработки из-за демпфирующего механизма. Так, резкий "карантинный" спад спроса на бензин весной привёл к тому, что ряд НПЗ сократили производство, дабы избежать переполнения хранилищ. А тут – июнь, отмена множества ограничений, скачок спроса – а рынок довольно инерционный, за один день объёмы не нарастишь до прежнего уровня. Кроме того, когда спрос на бензин снизился, правительство пошло навстречу нефтепереработке – снизило обязательную долю продаж бензинов через биржу до 5%. Производители радостно убрали "лишние" объёмы, что привело к некоторому дефициту. Вице-президент Независимого Топливного Союза Дмитрий Гусев констатирует, что биржевые цены мало что значат для конечного потребителя: У нас от 2018 года принята чёткая позиция о том, что стоимость бензина на стеле может изменяться, грубо говоря, квартально не больше, чем на инфляцию, плюс изменения входящих в бензин налогов – НДС, акциз. Соответственно, на потребителе это никаким образом не скажется. То есть цены как шли максимально на уровне инфляции, так и будут идти, ну это, грубо говоря, там на 4, 5, максимум 6% в течение года будет подъём. Топливо будет, топливо на всех заправках есть, дефицитов не будет, ничего не будет. В то же время Гусев убеждён, что система неидеальна: необходимо менять существующую систему налогообложения в части демпферов, в части переноса акцизов и, опять же, обратить внимание на значительный рост экспорта у ряда крупных нефтяных компаний. Поясним про демпфер. Это разработанный в правительстве России механизм, который при высоких ценах на нефть позволяет спастись от роста стоимости бензина, но имеет и обратную особенность – при низких ценах на нефть препятствует удешевлению топлива благодаря сборам в бюджет. Отказываться от них никто не собирается – наш коллективный кошелёк и без того изрядно похудел благодаря известным событиям. Но в то же время правила могли быть несколько гибче, полагает директор Академии управления финансами и инвестициями Арсений Дадашев. Он напоминает, что в себестоимости бензина на нефть приходится лишь около 30%, тогда как остальное – на налоги. Именно поэтому перепады цен на "чёрное золото" слабо коррелируют со стоимостью заправки бензобака. Чем ниже будет налоговая составляющая, тем гибче станут цены, и тогда при барреле нефти по 30 долларов мы теоретически можем увидеть и литр 95-го по 30 рублей. Понятно, что изменение налоговой политики – это палка о двух концах, но, честно говоря, консолидированный бюджет у России и так уже превысил треть ВВП, что гораздо больше среднемирового уровня. Может быть, пора уже не загружать в него всё, до чего можем дотянуться, а задуматься о рациональном использовании этих средств?
Комментарии