Конфереция

Переход транспорта на ГМТ негативно скажется на российских НПЗ

Сегодня РБК сообщило, что министр энергетики Александр Новак предложил в рамках реализации антикризисных мер увеличить субсидии из бюджета с 30% до 60% на перевод автомобилей с бензина на газомоторное топливо. По данным издания, инициатива нашла поддержку в правительстве. Сообщается также, что "Газпром" может дополнительно субсидировать еще 30% стоимости установки газового оборудования, чтобы стимулировать переход транспорта на ГМТ. Такие меры в совокупности могли бы подстегнуть темпы реализации госпрограммы программы по развитию рынка ГМТ. Полагаю, что большинство стран могут перешагнуть стадию перевода транспорта с бензина на ГМТ, делая ставку на электромобили. Россия снова идет своим путем. Впрочем, одно другому не помеха. Действующий автопарк с двигателями внутреннего сгорания еще долго останется основным транспортным ресурсом. Перевод его значительной части на газ имеет сразу несколько позитивных эффектов. Во-первых, газомоторное топливо экологичнее бензина и ДТ и дает гораздо меньше вредных выбросов, что на пользу всем. Во-вторых, оно экономичнее, что немаловажно как для граждан, так и для бизнеса, особенно в условиях кризиса. Если благодаря заявленным субсидиям стоимость газобалонного оборудования снизится до стоимости комплекта новых покрышек, это может стать решающим фактором для многих. При этом, и это в-третьих, для компаний, производящих установку ГБО, стоимость услуги не уменьшится, а спрос вырастет, что должно поддержать бизнес автомастерских, специализирующихся на таких работах, а также производителей оборудования и его компонентов. Кроме прочего, такое стимулирование перехода личного и коммерческого транспорта на ГМТ позволит разорвать порочный круг, сдерживавший процесс. Автовладельцы сомневаются в существовании достаточно развитой газозаправочной инфраструктуры, а бизнес – в окупаемости газовых заправок из-за низкого спроса. Пока что сеть газовых станций развивается в основном усилиями компании "Газпром газомоторное топливо". Увеличение доли автопарка, работающего на ГМТ сделает эту сферу привлекательной и для частных инвестиций. А с учетом падения цен на газ на экспортных рынках, программа развития ГМТ (как и программа газификации регионов) перестает быть для "Газпрома" нагрузкой к экспортным доходам, а становится частью маркетинговой задачи по увеличению емкости внутреннего рынка природного газа. Это позволит компании снизить зависимость от конъюнктуры внешних рынков. Единственные, кто может пострадать от перевода значительной части транспорта на ГМТ – это российские НПЗ. В модернизацию производства моторного топлива и доведения его качества до мирового уровня вложены большие инвестиции. Сегодня НПЗ производят бензина и дизельного топлива больше, чем требуется в стране. В период действия режима самоизоляции отрасль пережила значительное падение спроса. Если переход на ГМТ увеличивает емкость рынка газа, то емкость рынка бензина от этого снижается. Об этом негативном эффекте в предложении Минэнерго, возможно, забыли. Во всяком случае, в публикации РБК об этом не упоминается.
Комментарии