Падения цен три года ждать

Минэнерго ожидает, что в 2018 г. начнется долгосрочное снижение цен на топливо, сообщил заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов. Сейчас предложение преобладает над спросом по дизельному топливу, а через два года ожидается профицит на рынке бензина. «Если в 2018 г. будет удовлетворен спрос по дизелю и бензинам, либо мы будем должны переориентировать продукты на экспорт, либо это может привести к уменьшению маржи переработки и цены у конечного потребителя», — сказал он. По данным ФТС, с января по ноябрь 2014 г. экспорт бензина был 3,8 млн т (11% от производства), дизтоплива — 44 млн т (62%). В 2011 г. нефтяные компании заключили с Ростехнадзором, ФАС и Росстандартом четырехсторонние соглашения о модернизации НПЗ. Каждая компания взяла на себя обязательства увеличить на заводах глубину переработки (в 2013 г. — 71,4%, мировой уровень — 85-95%). Когда заключались эти соглашения, планы по строительству установок по производству бензина были отнесены на более поздний срок, рассказывают аналитики Thomson Reuters Kortes. В первую очередь строились и модернизировались установки для увеличения глубины переработки и улучшения качества дизтоплива. Сейчас этот рынок профицитен. В 2014-2015 гг. началось строительство установок по производству бензина, оно завершится примерно через 2-3 года, говорят аналитики. Сейчас внутренний рынок бензина премиальный, но при росте предложения премия будет снижаться, считают эксперты Thomson Reuters Kortes. Кроме цены увеличение производства бензина поможет стабилизировать сезонные колебания. Но вопрос — завершат ли компании в срок программы модернизации НПЗ, считают эксперты. По данным Reuters, из-за падения цен на нефть и заработавшего с 2015 г. налогового маневра у заводов резко упала рентабельность переработки, что уже привело к сокращению планов по выпуску нефтепродуктов на 1 млн т. Сам налоговый маневр создает экономические стимулы для модернизации НПЗ: производить темные нефтепродукты становится невыгодным, объясняет директор нефтегазового центра EY Денис Борисов. Но в текущей ситуации маржа переработки среднего российского НПЗ может упасть до $1-2 за баррель(за счет маневра — примерно на $3,5-4 за баррель, за счет ухудшения конъюнктуры — еще на $3,5 за баррель), что оставляет в распоряжении компаний меньше денег, чем было полгода назад, говорит он. В результате некоторые инвестпроекты могут быть пересмотрены, даже несмотря на то, что завершение модернизации позволит увеличить маржу переработки примерно до $5-6 за баррель, отмечает Борисов. Но компании не считают себя обязанными исполнять соглашения, так как они заключались в других условиях. Такое мнение прозвучало в прошлую пятницу на встрече министра энергетикиАлександра Новака с нефтяными компаниями, рассказал источник, близкий к одному из участников. По оценке EY, если все модернизационные программы НПЗ будут реализованы, дополнительное предложение бензина к 2020 г. достигнет примерно 10-12 млн т, прирост внутреннего спроса — от 1,5 млн до 6 млн т. У «Башнефти» нет отставания в модернизации НПЗ, говорит ее представитель. Планы«Газпром нефти» по модернизации НПЗ не меняются, сказал представитель «Газпром нефти»: выпуск моторного топлива к 2020 г. планируется увеличить на 17%. К 2018 г. «Роснефть» увеличит производство бензина на 40% до более чем 15 млн т, говорит представитель компании. Планы модернизации «Роснефть» не пересматривала, подчеркивает он: «Но наряду с радикальными изменениями в мировой конъюнктуре существенным, системным риском программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей в России является налоговый маневр». Минэнерго против корректировки принципа налогового маневра, но допускает пересмотр отдельных составляющих, сказал вчера Молодцов.
Комментарии
Конфереция