В июне 2025 года в средствах массовой информации распространено мнение
участников автомобильного сообщества с предложениями по запрету зарядки, а
также и парковки электромобилей в закрытых стоянках (включая подземные парковки
многоквартирных домов), так как электромобили представляют собой повышенный
риск пользования. Ассоциация производителей и операторов электрозарядных
станций (АПОЭ), учрежденная ведущими участниками рынка ООО "ПУНКТ Е",
АО "СИТРОНИКС", ООО "Парус электро", ООО
"Энергоинновации", АО "ППМТС "Пермснабсбыт" для
содействия достижению целей государственной политики Российской Федерации в
сфере развития электромобильности, категорически не может согласиться ни с
выводами, ни с такими предложениями.
Электромобильность в Российской
Федерации системно развивается с 2021 года в рамках инициативы
социально-экономического развития до 2030 года "Электроавтомобиль и
водородный автомобиль" и Концепции по развитию производства и
использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации
на период до 2030 года. При поддержке правительства Российской Федерации
организовано производство отечественного электрического автомобильного
транспорта и оборудования для его подзарядки, осуществляется развитие зарядной
инфраструктуры для электромобилей в субъектах Российской Федерации при
инвестировании со стороны частных компаний.
По нашей оценке, совокупный объем
вложений государственными заказчиками, частным бизнесом, гражданами Российской
Федерации в приобретение всех видов электротранспорта, создание инфраструктуры
для него и получение услуг по зарядке за последние 6 лет составил не менее 500
млрд рублей.
Одним из ключевых элементов,
способствующих развитию электромобильности, является развитие зарядной
инфраструктуры у мест проживания пользователей электромобилей, в том числе в
закрытых стоянках многоквартирных домов.
В опубликованной в СМИ информации
содержатся некорректные или не подкрепленные официальной информацией сведения.
Так, утверждается, что за 2024 г. в Российской Федерации было продано 80 тыс.
электромобилей, однако согласно данным аналитического агентства Автостат,
прирост составил всего 17,8 тысячи электромобилей1. На наш взгляд, к
электромобилям некорректно отнесены 62,82 тысячи гибридов, хотя этот тип
транспортных средств имеет на "борту" двигатель внутреннего сгорания
(ДВС). Более того, очевидно, что в общей цифре учтены также неподключаемые (не
заряжаемые из внешних источников) гибриды, к которым не могут относиться
вопросы, связанные с пожарной безопасностью тяговых аккумуляторных батарей.
Выявленные искажения вызывают сомнения в корректности иных растиражированных
данных, в том числе статистики по возгораниям.
Трудно отрицать факт того, что высоковольтные батареи электромобилей
могут возгораться. При этом открытые статистические данные говорят о следующем:
- в исследовании РБК3 от 2023
года по данным вопросам приводится статистика о странах, находящихся на более
продвинутых уровнях развития электромобильности относительно Российской
Федерации: в отчете шведского Агентства по чрезвычайным ситуациям приводится
информация о том, что "вероятность пожара в автомобилях с двигателями
внутреннего сгорания в 20 раз выше, чем у электромобилей"; по данным
EVFireSafe (австралийская компания, действующая при поддержке правительства
Австралии, которая собирает информацию о возгораниях электромобилей по всему
миру), "за период с 2010-го по 2023-й было зарегистрировано 393 случая.
При этом всего на дорогах находится около 30 млн электромобилей" - доля
зарегистрированных случаев составила 0,0012%, а вероятность возгораний
автомобилей с двигателями внутреннего сгорания EVFireSafe оценивает в 80 и
выше;
- по данным Matador.tech4, в 2022
г. в Китае произошло 640 случаев возгорания на парк в 7,8 млн электромобилей -
доля возгораний составляет менее 0,009%;
- в исследовании портала Auto.ru5
приводится следующая информация: "Агрегатор страховых компаний
AutoinsuranceEZ проанализировал данные Национального совета по безопасности на
транспорте (NTSB) и Бюро статистики транспорта (BTS) США и выяснил: на сто
тысяч проданных машин лишь 25 электромобилей загораются";
- в части причин возгораний, по
данным EVFireSafe6, на проблемы с батареей оценочно приходится не более 15-20%
(60-80 из 393 шт.), остальное приходится на внешние факторы, включая ДТП,
некачественный ремонт, подтопление, поджог и пр. Из общей доли инцидентов (80
шт.), связанных с возгоранием батареи всего 18% (14 шт.) приходится на процесс
активной зарядки. На долю зарегистрированных случаев возгораний в закрытых
паркингах приходится всего 25% (20 шт.).
По результатам анализа представленных ранее в СМИ данных следует
отметить следующее:
- из приведенной статистики
(источники данных не представлены!) возгораний электромобилей за 2024 год (120
шт.) следует, 30% из них (36 шт.) произошло из-за дорожно-транспортных
происшествий, то есть случаев, не связанных с парковкой или зарядкой
электромобилей на подземных парковках;
- 40% возгораний (48 шт.)
связываются с хранением электромобилей, при этом умышленно или по незнанию не
приводятся причины: самовозгорание? действие третьих лиц? самопроизвольное
вмешательство в конструктив автомобиля?
- по 30% возгораний (36 шт.),
связанных с зарядкой электромобилей, также не приведена необходимая информация:
тип зарядки, при которой возникло возгорание? Проблема с оборудованием зарядки
или неумелые манипуляции с зарядным портом? И т.д.
Удручает, что перед инициацией
регуляторных запретительных мер в отношении инновационного вида транспорта не
проводилось сравнение с аналогичной статистикой в отношении автомобилей на ДВС
- судя по зарубежным исследованиям, автомобили на ДВС потенциально могут
оказаться еще более опасными, чем электромобили. Интересно, приведет ли это к
запрету парковки автомобилей на ДВС в подземных паркингах?
Единственное, с чем можем
согласиться: нужно категорически запретить любые манипуляции с высоковольтной
батареей за пределами авторизованных/сертифицированных ремонтных центров. Как
результат - нестабильная работа системы термостатирования, защит и пр., что
может привести как к самопроизвольному возгоранию, так и к возгоранию в
процессе зарядки. Впрочем, такое требование целесообразно распространить в
отношении всех видов транспортных средств - вмешательство в конструктив машины
всегда повышает риск вне зависимости от типа топлива - бензин, дизель, газ или
электричество.
Очень хочется призвать коллег из отрасли ответственнее относиться к
информации в целом и бережнее к молодой и активно развивающейся отрасли
электромобильности в России, в частности:
- бизнес (Камаз, Газ,
Моторинвест, Москвич, Атом, Эмпериум, Спецавтоинжиниринг, Трансальфа, Волгабас,
Синара и другие производители транспортных средств, использующие высоковольтные
батареи, более 40 операторов и производителей зарядных станций) и государство
очень много вложили в эту отрасль отечественной промышленности, а страна
занимает ведущие мировые позиции в части электробусного движения и водного
электрического транспорта, и наши граждане имеют право на современный и
безопасный транспорт;
- развитие электрического
транспорта - это неизбежное будущее, и взамен запретительных мер по его
использованию целесообразно формировать предложения, направленные на
обеспечение готовности к возникающим вызовам: нарабатывать научную базу по
вопросам возгораний и способам пожаротушения, создавать новые протоколы по
тушению литиевых батарей и т.д.
С уважением, Председатель
Ассоциации производителей и операторов электрозарядных станций Армен Сафарян
1 https://www.autostat.ru/news/59257/
2 https://www.autostat.ru/news/59354/
3 https://trends.rbc.ru/trends/industry/651fec809a79470a607d5e46
6 https://www.evfiresafe.com/_files/ugd/8b9ad1_01aa449ee5074086a55cb42aa7603f40.pdf