Открытое письмо Ассоциации производителей и операторов электрозарядных станций по вопросам пожарной безопасности, связанной с электромобилями

В июне 2025 года в средствах массовой информации распространено мнение участников автомобильного сообщества с предложениями по запрету зарядки, а также и парковки электромобилей в закрытых стоянках (включая подземные парковки многоквартирных домов), так как электромобили представляют собой повышенный риск пользования. Ассоциация производителей и операторов электрозарядных станций (АПОЭ), учрежденная ведущими участниками рынка ООО "ПУНКТ Е", АО "СИТРОНИКС", ООО "Парус электро", ООО "Энергоинновации", АО "ППМТС "Пермснабсбыт" для содействия достижению целей государственной политики Российской Федерации в сфере развития электромобильности, категорически не может согласиться ни с выводами, ни с такими предложениями.

Электромобильность в Российской Федерации системно развивается с 2021 года в рамках инициативы социально-экономического развития до 2030 года "Электроавтомобиль и водородный автомобиль" и Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. При поддержке правительства Российской Федерации организовано производство отечественного электрического автомобильного транспорта и оборудования для его подзарядки, осуществляется развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей в субъектах Российской Федерации при инвестировании со стороны частных компаний.

По нашей оценке, совокупный объем вложений государственными заказчиками, частным бизнесом, гражданами Российской Федерации в приобретение всех видов электротранспорта, создание инфраструктуры для него и получение услуг по зарядке за последние 6 лет составил не менее 500 млрд рублей.

Одним из ключевых элементов, способствующих развитию электромобильности, является развитие зарядной инфраструктуры у мест проживания пользователей электромобилей, в том числе в закрытых стоянках многоквартирных домов.

 

В опубликованной в СМИ информации содержатся некорректные или не подкрепленные официальной информацией сведения. Так, утверждается, что за 2024 г. в Российской Федерации было продано 80 тыс. электромобилей, однако согласно данным аналитического агентства Автостат, прирост составил всего 17,8 тысячи электромобилей1. На наш взгляд, к электромобилям некорректно отнесены 62,82 тысячи гибридов, хотя этот тип транспортных средств имеет на "борту" двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Более того, очевидно, что в общей цифре учтены также неподключаемые (не заряжаемые из внешних источников) гибриды, к которым не могут относиться вопросы, связанные с пожарной безопасностью тяговых аккумуляторных батарей. Выявленные искажения вызывают сомнения в корректности иных растиражированных данных, в том числе статистики по возгораниям.

Трудно отрицать факт того, что высоковольтные батареи электромобилей могут возгораться. При этом открытые статистические данные говорят о следующем:

- в исследовании РБК3 от 2023 года по данным вопросам приводится статистика о странах, находящихся на более продвинутых уровнях развития электромобильности относительно Российской Федерации: в отчете шведского Агентства по чрезвычайным ситуациям приводится информация о том, что "вероятность пожара в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания в 20 раз выше, чем у электромобилей"; по данным EVFireSafe (австралийская компания, действующая при поддержке правительства Австралии, которая собирает информацию о возгораниях электромобилей по всему миру), "за период с 2010-го по 2023-й было зарегистрировано 393 случая. При этом всего на дорогах находится около 30 млн электромобилей" - доля зарегистрированных случаев составила 0,0012%, а вероятность возгораний автомобилей с двигателями внутреннего сгорания EVFireSafe оценивает в 80 и выше;

- по данным Matador.tech4, в 2022 г. в Китае произошло 640 случаев возгорания на парк в 7,8 млн электромобилей - доля возгораний составляет менее 0,009%;

- в исследовании портала Auto.ru5 приводится следующая информация: "Агрегатор страховых компаний AutoinsuranceEZ проанализировал данные Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) и Бюро статистики транспорта (BTS) США и выяснил: на сто тысяч проданных машин лишь 25 электромобилей загораются";

- в части причин возгораний, по данным EVFireSafe6, на проблемы с батареей оценочно приходится не более 15-20% (60-80 из 393 шт.), остальное приходится на внешние факторы, включая ДТП, некачественный ремонт, подтопление, поджог и пр. Из общей доли инцидентов (80 шт.), связанных с возгоранием батареи всего 18% (14 шт.) приходится на процесс активной зарядки. На долю зарегистрированных случаев возгораний в закрытых паркингах приходится всего 25% (20 шт.).

По результатам анализа представленных ранее в СМИ данных следует отметить следующее:

- из приведенной статистики (источники данных не представлены!) возгораний электромобилей за 2024 год (120 шт.) следует, 30% из них (36 шт.) произошло из-за дорожно-транспортных происшествий, то есть случаев, не связанных с парковкой или зарядкой электромобилей на подземных парковках;

- 40% возгораний (48 шт.) связываются с хранением электромобилей, при этом умышленно или по незнанию не приводятся причины: самовозгорание? действие третьих лиц? самопроизвольное вмешательство в конструктив автомобиля?

- по 30% возгораний (36 шт.), связанных с зарядкой электромобилей, также не приведена необходимая информация: тип зарядки, при которой возникло возгорание? Проблема с оборудованием зарядки или неумелые манипуляции с зарядным портом? И т.д.

Удручает, что перед инициацией регуляторных запретительных мер в отношении инновационного вида транспорта не проводилось сравнение с аналогичной статистикой в отношении автомобилей на ДВС - судя по зарубежным исследованиям, автомобили на ДВС потенциально могут оказаться еще более опасными, чем электромобили. Интересно, приведет ли это к запрету парковки автомобилей на ДВС в подземных паркингах?

Единственное, с чем можем согласиться: нужно категорически запретить любые манипуляции с высоковольтной батареей за пределами авторизованных/сертифицированных ремонтных центров. Как результат - нестабильная работа системы термостатирования, защит и пр., что может привести как к самопроизвольному возгоранию, так и к возгоранию в процессе зарядки. Впрочем, такое требование целесообразно распространить в отношении всех видов транспортных средств - вмешательство в конструктив машины всегда повышает риск вне зависимости от типа топлива - бензин, дизель, газ или электричество.

Очень хочется призвать коллег из отрасли ответственнее относиться к информации в целом и бережнее к молодой и активно развивающейся отрасли электромобильности в России, в частности:

- бизнес (Камаз, Газ, Моторинвест, Москвич, Атом, Эмпериум, Спецавтоинжиниринг, Трансальфа, Волгабас, Синара и другие производители транспортных средств, использующие высоковольтные батареи, более 40 операторов и производителей зарядных станций) и государство очень много вложили в эту отрасль отечественной промышленности, а страна занимает ведущие мировые позиции в части электробусного движения и водного электрического транспорта, и наши граждане имеют право на современный и безопасный транспорт;

- развитие электрического транспорта - это неизбежное будущее, и взамен запретительных мер по его использованию целесообразно формировать предложения, направленные на обеспечение готовности к возникающим вызовам: нарабатывать научную базу по вопросам возгораний и способам пожаротушения, создавать новые протоколы по тушению литиевых батарей и т.д.

С уважением, Председатель Ассоциации производителей и операторов электрозарядных станций Армен Сафарян

1 https://www.autostat.ru/news/59257/

2 https://www.autostat.ru/news/59354/

3 https://trends.rbc.ru/trends/industry/651fec809a79470a607d5e46

4 https://matador.tech/news/v-kitae-opublikovali-statistiku-po-vozgoraniam-elektrokarov-byd-i-gac-v-tope

5 https://auto.ru/mag/article/pozhary-elektrokarov-pochemu-oni-zagorayutsya-i-pravda-li-eto-proishodit-tak-chasto

6 https://www.evfiresafe.com/_files/ugd/8b9ad1_01aa449ee5074086a55cb42aa7603f40.pdf

Комментарии