22.04.2015 15:53
Комментарии: 0
Просмотры: 2020
Развитие нефтяной отрасли
В 2014 году объём добычи нефти с газовым конденсатом вырос на 0,6% по сравнению с уровнем 2013 года и составил 526,7 млн тонн.
Реализация большого налогового манёвра
С 1 января 2015 года в нефтяной отрасли начал действовать большой налоговый манёвр. Он позволит поэтапно (за 3 года) сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты (в 1,7 раза за 3 года на нефть, 1,7–5 раз – на нефтепродукты в зависимости от вида нефтепродуктов) с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раза).
Реализация налогового манёвра обеспечит:
– рост маржи переработки нефти на НПЗ Российской Федераций в 2,5 раза;
– усиление экономических стимулов к ускоренной модернизации НПЗ и повышению глубины переработки нефти;
– снижение налоговой нагрузки на добычу «традиционной» нефти на 3%;
– снижение налоговой нагрузки на добычу льготируемых видов нефти на 5–24% по сравнению с уровнем 2014 года.
Для сдерживания роста цен на нефтепродукты законом предусмотрен механизм сокращения ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года), а также налоговые вычеты для некоторых участников рынка (нефтехимических производств, авиакомпаний).
Таким образом, реализация налогового манёвра позволит создать условия для устойчивого развития нефтяной отрасли в среднесрочной перспективе.
Запуск в промышленную эксплуатацию Имилорского месторождения
В октябре 2014 года началась добыча нефти на Имилорско-Источном месторождении, расположенном в Ханты-Мансийском автономном округе. В ближайшие пять лет планируется выйти на годовой уровень добычи в 3 млн тонн, а затем добиться максимума в 5 млн тонн. Запуск месторождения позволит ОАО «Лукойл» стабилизировать добычу нефти в Западной Сибири.
Стимулирование разработки месторождений в новых регионах
В 2014 году запущен механизм предоставления льгот по вывозной таможенной пошлине на нефть для месторождений Восточной Сибири и Северного Каспия.
Совокупные планируемые инвестиции в разработку новых месторождений оцениваются в 320 млрд рублей до 2040–2045 годов. Это позволит добыть порядка 250 млн тонн нефти.
Стимулирование является важнейшим элементом государственной политики по развитию новых нефтегазовых провинций Восточной Сибири и Северного Каспия, а также диверсификации экспортных поставок российской нефти за счёт расширения присутствия России на энергетическом рынке стран АТР.
Кроме того, в целях стимулирования добычи в новых регионах было принято решение продлить срок налоговых каникул по НДПИ на нефть, добываемую в Восточной Сибири, до 1 января 2022 года и распространить льготный налоговый режим на территорию полуострова Ямал и Ненецкого автономного округа.
Континентальный шельф
7 июня 2014 года утверждён план комплексного стимулирования освоения месторождений углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации и в российской части дна Каспийского моря. Принятие плана позволит в ближайшее время вовлечь в разработку крупнейшие месторождения нефти и газа.
Добыча на Приразломном месторождении
Разработка Приразломного месторождения в Печорском море – первый российский проект по добыче углеводородов на шельфе Арктики.
Оценочные запасы нефти Приразломного составляют 72 млн тонн, извлекаемые – 46,4 млн тонн. Первая отгрузка добытой на арктическом шельфе нефти на танкер состоялась в марте 2014 года.
Для стимулирования разработки арктических шельфовых месторождений законом №366-ФЗ от 24 ноября 2014 года предусмотрено освобождение добываемой нефти от вывозных таможенных пошлин.
Открытие месторождения «Победа» в Карском море
Одним из наиболее значимых событий в освоении арктических морей в 2014 году стало поисковое бурение на структуре Университетская и последующее открытие месторождения «Победа» в Карском море (по предварительной оценке недропользователя, извлекаемые запасы лицензионного участка Восточно-Приновоземельский – 1 составляют: нефть и газовый конденсат – 3219,1 млн тонн, газ – 2377,1 млрд куб. м).
Запуск платформы «Беркут» проекта «Сахалин-1» в Охотском море
В июне 2014 года состоялся запуск крупнейшей в России нефтегазодобывающей платформы «Беркут», расположенной в Охотском море у берегов Сахалина. Платформа будет добывать 4,5 млн тонн нефти в год.
Принятие порядка учёта добываемой нефти
Одной из самых острых проблем в нефтяной отрасли до настоящего времени было отсутствие нормативного акта, регулирующего порядок учёта добываемой нефти.
В мае 2014 года принято постановление Правительства от 16 мая 2014 года №451 «Об утверждении Правил учёта нефти».
Постановление обеспечит получение достоверных сведений об эксплуатации недр и использовании минерально-сырьевой базы, в том числе трудноизвлекаемых запасов нефти.
Развитие нефтеперерабатывающей отрасли
В 2014 году первичная переработка нефтяного сырья составила 289 млн тонн, что на 5,2% выше уровня 2013 года. Глубина переработки нефти составила 72,4%.
Внутренний рынок Российской Федерации полностью обеспечен моторными топливами, соответствующими требованиям Технического регламента Таможенного союза.
Модернизация нефтеперерабатывающих производств
В соответствии с четырёхсторонним соглашением, заключённым между ФАС России, Ростехнадзором, Росстандартом и нефтяными компаниями, продолжается модернизация нефтеперерабатывающих производств.
В 2014 году введено в эксплуатацию 13 установок вторичной переработки нефти, что полностью соответствует планам. Объём инвестиций составил 289,6 млрд рублей.
Проводимая модернизация нефтеперерабатывающих мощностей позволит осуществить выработку экологически чистых моторных топлив и выровнять требования к моторному топливу в России и других странах ВТО.
Нефтегазохимическая отрасль
Объём переработки нефтехимического сырья за 2014 год составил 10 млн тонн. Было произведено 4,2 млн тонн крупнотоннажных пластмасс (+5,4% к 2013 году), 37,5 млн тонн углеводородного сырья (этан, СУГ, нафта) и полимеров.
В 2014 году введено в эксплуатацию две установки по производству крупнотоннажных полимеров, в том числе крупный импортозамещающий проект по производству поливинилхлорида мощностью 330 тыс. тонн в год (ООО «РусВинил», г.Кстово), а также крупный ШФЛУ-провод Пурпе – Южный Балык – Тобольск. Общий объём инвестиций составил 139 млрд рублей (+13% к 2013 году).
Совершенствовалась нормативно-правовая база отрасли. В частности, в апреле 2014 года утверждена Стратегия развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года, актуализирован и пролонгирован до 2035 года План развития газо- и нефтехимии России.
Транспортировка нефти и нефтепродуктов
В 2014 году по магистральным нефтепродуктопроводам прокачано 478,4 млн тонн нефти и 31,5 млн тонн нефтепродуктов.
Пропускная способность нефтепровода ВСТО на участке Тайшет – Сковородино (ВСТО-1) увеличена с 50 до 58 млн тонн в год, что позволит транспортировать в Китайскую Народную Республику 20 млн тонн нефти в год.
Развитие газовой отрасли
Основные показатели газовой отрасли
В 2014 году объём добычи газа составил 640,3 млрд куб. м (-4% к уровню 2013 года).
На внутренний рынок поставки газа составили 454,6 млрд куб. м (-0,5% к уровню 2013 года).
По информации ОАО «Газпром»:
- уровень газификации природным газом на 1 января 2015 года составил 65,3%;
- объём инвестиций в газификацию природным газом – 28,8 млрд рублей.
Поставки газа на экспорт (включая экспорт СПГ) в 2014 году составили 181,1 млрд куб. м (-10,9% к уровню 2013 года).
Либерализация экспорта сжиженного природного газа
В рамках закона о либерализации экспорта СПГ приняты нормативные правовые акты, обеспечивающие решение поставленной задачи. Это позволило выдать четыре исключительные лицензии на экспорт СПГ:
5 сентября 2014 года - ОАО «Ямал СПГ»;
19 ноября 2014 года – ООО «Арктик СПГ 1», ООО «Арктик СПГ 2», ООО «Арктик СПГ 3».
Диверсификация рынков сбыта
Стратегической целью внешней энергетической политики России является работа по диверсификации рынков сбыта и определению новых маршрутов доставки энергоносителей.
В связи с решением о закрытии проекта «Южный поток» идёт проработка вопроса строительства альтернативного маршрута через Чёрное море до границ Турции и Греции. Мощность газопровода составит 63 млрд куб. м газа в год. Он станет одним из ключевых международных проектов в рамках стратегии по диверсификации маршрутов поставок газа в Европейский союз.
Восточная газовая программа
21 мая 2014 года ОАО «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация подписали контракт на поставку российского трубопроводного газа в Китай. Контракт заключён сроком на 30 лет с поставкой 38 млрд куб. м газа в год.
С целью увеличения объёмов поставок углеводородов в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона начато строительство газотранспортной системы «Сила Сибири» из Якутии во Владивосток и Хабаровск с ответвлением в Китай (восточный маршрут поставок природного газа из Российской Федерации в КНР).
Также в настоящее время ведётся работа над проектом поставок природного газа в Китай через западный участок российско-китайской границы. 9 ноября 2014 года в Пекине между Минэнерго России и Госэнергоуправлением КНР был заключён Меморандум о сотрудничестве в сфере поставок природного газа по западному маршруту. Источником поставок будет служить Единая газотранспортная система Российской Федерации.
Предоставление льгот на разработку газа, поставляемого ОАО «Газпром» в «Силу Сибири»
Федеральным законом от 24 ноября 2014 года №366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотренопредоставление следующих льгот при поставках природного газа в Китай и для газификации субъектов Федерации, находящихся на Дальнем Востоке:
1) льгота по налогу на добычу полезных ископаемых:
– установление нулевой ставки на 15 лет с 1 января года с начала промышленной добычи газа горючего природного на участке недр;
– установление льготной ставки в последующие налоговые периоды (с 16-го года с начала промышленной добычи газа горючего природного на участке недр).
2) установление нулевой ставки по налогу на имущество в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия.
Эффективное использование попутного нефтяного газа (ПНГ) на Ванкорском месторождении
В целях обеспечения эффективного использования ПНГ на Ванкорском месторождении в апреле 2014 года запущены в эксплуатацию:
газопровод «Ванкор – Хальмерпаютинское», максимальная проектная мощность – 5,6 млрд куб. м/год;
установка подготовки газа (2-я очередь), максимальная проектная мощность объекта – 5,6 млрд куб. м/год;
газовая компрессорная станция высокого давления (3-я очередь), максимальная проектная мощность объекта – 4,9 млрд куб. м/год.
Общий объём инвестиций в реализацию проектов – более 48,5 млрд рублей.
Объём транспортировки ПНГ в ГТС ОАО «Газпром» в 2014 году при этом составит 2,615 млрд куб. м.
Таким образом, максимальный рост коэффициента полезного использования ПНГ среди ВИНК за 10 месяцев 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, был зафиксирован по ОАО «Роснефть» (+10,8% из-за сокращения объёма сжигания газа ЗАО «Ванкорнефть»).
Развитие биржевой торговли природным газом
24 октября 2014 года запущены первые биржевые торги природным газом на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. 24 ноября 2014 года там же состоялись вторые биржевые торги.
По их результатам объём реализованного газа составил 314,8 млн куб. м газа на общую сумму 845,8 млн рублей.
В настоящее время продолжается работа по развитию биржевой торговли газом с целью обеспечения торговли газом на декаду и на сутки вперёд, а также расширения состава участников торгов и увеличения объёмов продаж.
Реализация формульного подхода к расчёту ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата и газа горючего природного
С 1 июля 2014 года в соответствии с Федеральным законом №263-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе”» реализуется формульный подход к расчёту ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче газового конденсата и газа горючего природного.
Это позволит обеспечить наиболее обоснованный подход к изъятию выручки нефтегазовых компаний, приемлемую рентабельность новых инвестиционных проектов в этой сфере, сохранить финансовую устойчивость компаний отрасли и создать предсказуемость в части инвестиционного планирования как самих компаний, так и инвестиционного сообщества.
Комментарии