Конфереция

ОМТ-Консалт: Перспективы развития рынка газомоторного топлива в России

Динамично развивается мировой рынок метановых автозаправочных станций: в Китае на данный момент насчитывается уже около 9 тыс. метановых заправок, в США –  более 1,7 тыс. В Европе также активно увеличивается количество объектов, осуществляющих заправку автомобилей природным газом: в Италии, стране-лидере по количеству АГНКС в Евросоюзе, насчитывается более 1,1 тыс. объектов, в Германии – около 950 метановых заправок. При этом в России, которая обладает гораздо более обширной территорией и значительными запасами природного газа – всего чуть менее 500 АГНКС.


В РФ на данный момент к рынку природного газа в качестве моторного топлива отношение неоднозначное. С одной стороны, владельцы АГНКС заявляют о недогруженности автозаправочных станций, с другой – собственники автомобилей на метане жалуются на неразвитость КПГ-инфраструктуры: отсутствие достаточного количества АГНКС и специализированных сервисных центров. Однако на текущий момент стоит отметить активное государственное стимулирование развития метанового топливного рынка: федеральные и региональные государственные программы, субсидирование, усовершенствование законодательства в сфере переоборудования транспорта на ГБО и строительства АГНКС – все это направлено на значительный рост заправочной инфраструктуры и транспорта на метане.


В 2018 году Минэнерго России была разработана новая подпрограмма по развитию рынка газомоторного топлива в рамках государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики», на данный момент ожидается ее утверждение. Согласно данной подпрограмме от 25 до 40 процентов расходов на строительство метановых автозаправочных станций будут компенсироваться владельцам за счет бюджетных средств, также продолжатся субсидии производителям техники на ГМТ и собственникам автомобилей на установку ГБО. Результатом реализации всех предлагаемых мер станет рост потребления природного газа на транспорте внутри страны в 5 раз – до 3,8 млрд м3 в год к 2024 году, а к 2030 году – до 10 млрд м3 в год, при этом численность газомоторного автопарка может превысить 700 тыс. единиц, а количество газозаправочных объектов – 2000.


В тенденциях последних лет стоит отметить, что строительством АГНКС стал заниматься не только «Газпром» – на рынке заявляют о себе и независимые владельцы метановых станций.


Динамика и состояние рынка природного газа в качестве моторного топлива имеют региональный характер: в ряде субъектов РФ региональные власти активно развивают данный сегмент и стремятся соответствовать целевым показателям федеральных программ. В частности, правительство Татарстана по поручению Президента Республики в 2018 году приняло программу по развитию инфраструктуры, строительству АГНКС и покупке передвижных автомобильных газонаполнительных станций на 2019-2021 гг. Кроме того, власти Татарстана готовы бесплатно передать инвесторам земельные участки с инфраструктурой для развития сети автозаправочных станций на метане. Заместитель премьер-министра РТ Шамиль Гафаров отметил, что Татарстан является лидером среди регионов РФ по росту потребления КПГ в качестве автомобильного топлива: за последние 5 лет загрузка 19 АГНКС региона выросла с 5 до 30 процентов.


В свою очередь первый заместитель председателя правительства Самарской области Виктор Кудряшов заявил, что к 2024 году в регионе планируется увеличить число АГНКС с 7 до 53. Ожидается реализация мер по компенсации затрат на строительство объектов заправочной инфраструктуры, поддержке предприятий в переоборудовании автомобилей на ГБО и содействию ПАО «АвтоВАЗ» в производстве метановых авто. Также В. Кудряшов сообщил, что правительство Самарской области заинтересовано в сотрудничестве не только с «Газпромом», но и с частными владельцами автозаправочных комплексов.


 Некоторые регионы были выбраны «Газпромом» в качестве наиболее перспективных для масштабных инвестиций в развитие метановой инфраструктуры. Например, в начале 2019 года под программу компании попали Белгородская и Ростовская области. В Ростовской области к 2022 году предусматривается строительство 20 АГНКС и установка 8 модулей для заправки природным газом на АЗС. Более того, возможен активный выход на рынок независимых игроков – ожидается еще около 10 новых АГНКС в регионе. В Белгородской области равным образом реализуется пилотный проект ускоренного перехода на метан: планируется запуск 11 станций «Газпрома» и нескольких станций независимых участников рынка. Предусматривается перевод значительной доли муниципального парка и частично корпоративного транспорта крупных компаний на газомоторное топливо. Стоит отметить, что Белгородские власти активно поддерживают данный проект – личный парк администрации уже частично переведен на метан.


Вместе с тем государство занимается продвижением нового для широкого круга потребителей России моторного топлива – сжиженного природного газа (СПГ).  По отношению к КПГ он обладает еще более высокой экономичностью (возможностью проехать в 1,5 раза дальше без дозаправки), более низким весом при большем объеме и низкой степенью взрывоопасности. Если КПГ является подходящим видом топлива преимущественно для легкого коммерческого транспорта и городского парка автобусов, то потенциальный транспорт на СПГ – это грузовые автомобили, совершающие магистральные автоперевозки, тяжеловесные тягачи и тяжелая сельскохозяйственная техника.


На данный момент в России нет КриоАЗС, осуществляющих свободную реализацию сжиженного природного газа потребителям. Пока в тестовом режиме «Газпром» обеспечивает заправку первых СПГ-тягачей «Мостранса» при помощи мобильного комплекса по производству СПГ, установленного на территории Московского ГПЗ. Сразу несколько компаний сейчас борются за право быть первооткрывателями рынка и занимаются строительством СПГ-объектов. «Газпром» строит площадку под КриоАЗС на трассе М-11 «Москва — Петербург» в Новгородской области – запланировано 2 КриоАЗС в районе г. Окуловка. «Новатэк» занимается финальным монтажом и подготовкой к запуску публичной многотопливной АЗС в г. Копейске (Челябинская область), где будет реализовываться в том числе и СПГ. А компания «Криогаз», известная в РФ как серийный производитель малотоннажных заводов СПГ, готовит к запуску свою первую КриоАЗС в г. Аппатиты Мурманской области.


  Так что же будет с достаточно новым и не очень понятным простым потребителям рынком природного газа на транспорте? Такое активное стимулирование со стороны государства не может не дать толчок развитию рынка газомоторного топлива. Будет достаточно удобная автозаправочная и сервисная инфраструктура – будут и потребители. Основная целевая аудитория данного рынка –  компании, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками и обладающие значительным парком легкого коммерческого или тяжелого грузового транспорта.

Источник: ОМТ-Консалт
Комментарии