Олег Ашихмин: Каких перемен ждать на топливном рынке

Относительное спокойствие, наступившее на топливном рынке страны после принятия правительством РФ экстренных мер, многие называют затишьем перед новой бурей. Ценовых потрясений на автозаправках в январе не произошло, но стоимость бензина растет, хотя не столь ощутимо, как прежде. Но коллапса, как в прошлом году, точно не будет, уверен глава Нефтяного клуба Санкт-Петербурга первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин, с которым побеседовал наш корреспондент. Однако от ручного управления отраслью нужно перейти к экономическим регуляторам, а они пока довольно туманны.

 - Олег Борисович, чтобы лучше понять, что происходит, стоит оглянуться на события прошлого года. Как они развивались?

 - Первые признаки надвигающихся проблем появились, напомню, в начале апреля, когда оптовые цены на моторное топливо в России стали расти, а розничные остались на месте. Производителям нефтепродуктов стало выгоднее поставлять свою продукцию на экспорт, что они и делали, оголяя внутренний рынок. Правда, отчасти цены в оптовом секторе были разогреты спекулятивно, то есть существовали и субъективные причины.
Многие думали поначалу, что это временное явление. Но к маю стоимость оптового бензина подскочила на 20 - 30%, чего не было за все предыдущие годы, и в розничной сети он подорожал. Правительство РФ, имея надежный заградительный инструмент в виде экспортных пошлин, им не воспользовалось, чтобы снизить экспортный отток. Вот и возник на российском рынке дисбаланс, вызванный дефицитом горючего.
Участники рынка обращались в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), предупреждая, что такие перекосы опасны. Ее специалисты придерживались, видимо, иного мнения, а к маю ситуация на топливном рынке уже так накалилась, что не заметить этого было невозможно. Правда, вновь сформированное правительство РФ отреагировало быстро, договорившись с вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК). Они обещали заморозить оптовые цены, если нефтяные акцизы не вырастут с 1 июня, как планировалось, и можно будет сохранить маржинальные доходы (разницу между выручкой от реализации и суммой затрат).

 - На Северо-Западе все тоже почувствовали этот дисбаланс?

 - На заправках, принадлежащих ВИНК, устанавливаемые в головных офисах цены существенно в разных точках страны не отличались. При этом вся розничная продажа бензина ушла в минус. Но крупные компании могли перекрыть недостачу доходами от других видов деятельности, а АЗС, принадлежащие независимым игрокам (это 60% всего рынка), пострадали достаточно сильно.
Наш город находится в таких же условиях, как другие регионы страны, хотя доля «заправщиков», не входящих в крупные бизнес-структуры, у нас чуть ниже (примерно 50 на 50). Петербург - крупная перевалка, сюда сходятся трубопроводные нити, и портовый город, откуда топливо уходит за рубеж, однако на систему обеспечения нефтепродуктами это никак не влияет. Она живет по своим законам...

 - Острота ситуации между тем снизилась?

 - Да, судя по результатам совещаний, проходивших под руководством вице-премьера Дмитрия Козака, федеральная власть смогла взять ее под контроль. Важно было не допустить банкротства розничных сетей и обеспечить свой рынок бензином, снизив оптовые цены. Предложений на этот счет было много. Наше некоммерческое партнерство, куда входит более 70% участников регионального рынка, предоставило расчеты, отражающие затраты «азээсок» на литр бензина и дизтоплива: они составляют в целом от трех до пяти рублей. Только покрыв их, хозяева таких объектов получают доход.
Правительство РФ установило индикативные цены, выше которых производители топлива не могли отправлять его на экспорт, и разработало для регионов рекомендательные ценовые пороги, чтобы независимый бизнес мог хотя бы не работать в убыток. Платежеспособность населения ведь ограничена, это тоже все понимали. К осенне-зимнему сезону удалось таким образом вывести розницу из точки убыточности, а все нефтебазы наполнить бензином под завязку.
По итогам года оказалось, что он подорожал по стране не на величину инфляции, как раньше, а в два-три раза, на 10 - 15%. Но оперативное управление отраслью дало свои результаты: в ноябре была достигнута договоренность с ВИНК о том, что с 1 января 2019 года эти цены будут заморожены на три месяца.

 - И что мы увидели в январе?

 - Первые после новогодних праздников торги на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) изрядно удивили: оптовики решили вновь разогнать цены и на этом заработать. Высокая цена, однако, отпугнула покупателей, ажиотажа не произошло. Кому нужно было нарастить запасы нефтепродуктов, сделали это на рынке мелкого опта, закупив их на нефтебазах, где установились более «дружелюбные» цены.
Биржевой механизм распределения «горючих» ресурсов, конечно, не совершенен, и мы даем свои замечания в комитет биржи, организующий торги. Их участники, преследуя свои коммерческие интересы, прибегают к разным уловкам, заманивая покупателя. Или используют электронных роботов, способных в доли секунды, пока тот сидит за компьютером, изменить ценовые параметры. Не скажу, что улучшения здесь слишком заметны, но они есть.

 - Тем не менее цены на автозаправках медленно пошли вверх.

 - Это было предсказуемо. Как известно, с 1 января НДС вырос в России до 20%, и владельцы автозаправок вынуждены были «отыграть» этот налоговый ход. Они подняли цены на уровень, оговоренный с правительством (не выше 1,7%), то есть примерно на 50 - 60 копеек за литр бензина. Причем сделали это в основном собственники крупных сетей.
Кроме того, были увеличены ставки акцизов на все виды моторного топлива, замороженных в прошлом году. Это сказывается обычно не сразу: реакция «заправщиков» в этом плане растянута во времени. Так или иначе, ценник на многих АЗС изменился, согласен, но картина на рынке сейчас пестрая. В одном месте бензин АИ-92 можно купить за 40 рублей 30 копеек, в другом - уплатив 43 рубля, с 95-м - та же история. Да что там, заправки одного бренда, расположенные в соседних районах города, порой «оглашают» разные ценовые условия.

 - Много ли АЗС в Петербурге?

 - В 1997 году, когда Нефтяной клуб северной столицы был создан для взаимодействия власти и бизнеса АЗС, полторы сотни компаний обеспечивали в нашем городе работу 320 автозаправок. Сегодня насчитывается 694 таких объекта, и очередей на них мы не видим, а петербургский топливный рынок представляют 28 бизнес-структур.

 - А что происходит в Ленобласти?

 - На территории двух регионов сформирован единый, в общем-то, рынок, поскольку большая часть компаний, занимающихся этим делом, имеет разветвленные сети. Другое дело, что в соседней области много дальних населенных пунктов, куда крупный бизнес не пойдет. Там работают частники, имеющие по одной не всегда привлекательной АЗС. Затраты, а значит, и стоимость горючего у них ниже. Впрочем, по той же причине страдает порой качество топлива.
Мониторинг работы всех сетевых организаций страны в режиме онлайн проводит Минэнерго РФ, точнее, созданный при нем центр сбора и обработки информации. Кроме того, раз в неделю министерство собирает штаб с участием представителей ВИНК, петербургской и московской топливных бирж, объединений вроде нашего клуба, где звучат свежие данные: сколько топлива осталось на внутреннем рынке, в каких объемах оно поступает на экспорт и т. д.
Такие же совещания еженедельно проводит и ФАС, хотя действия двух штабов не всегда согласованы. Перемены на карте страны, я считаю, должен отслеживать один координирующий орган. В целом же правительству удалось, повторю, контролировать ситуацию.
Управлять вручную чисто экономическими процессами долго не получится. Это помогло потушить общественное недовольство и сохранить «армию» независимых владельцев сетей. Но не решило проблему, которая может спровоцировать рост цен в торговле, строительстве, на транспорте, и глубокие перекосы на топливном рынке не устранило.

 - Замороженные до конца марта цены «оттают», и что дальше?

 - К весне в России должен быть разработан и запущен в действие механизм, позволяющий сбалансировать цены на нефтепродукты. Для этого правительству придется включать рычаги, чтобы выпускать больше бензина на российских заводах или меньше продавать его за рубеж (один из таких рычагов - компенсация убытков за недопоставку на экспорт - уже действует), а может, повлиять разом на то и другое.
Какие это будут шаги, время покажет. Думаю, что нужно совершенствовать биржевые торги и сокращать налоговую нагрузку на «топливный» бизнес. В то же время мы, как эксперты, предложили Росстандарту, который нас поддержал, и Смольному запустить пилотный проект, чтобы снизить процент контрафактного дизтоплива. В Петербурге он мизерный (судя по результатам рейдовых проверок - около 1 - 2% от общего объема), а в Ленобласти куда больше.

 - Думал, проблема самопального топлива ушла в прошлое...

 - Умельцев химичить с бензином, продавая его под более прибыльной маркой, уже не найдешь. А вот наткнуться на якобы заводское дизтопливо 5-го класса (масштабы ворованной из трубопроводных сетей продукции впечатляют), разбавленное с печным или маловязким судовым, которое рублей на десять дешевле, еще можно. Дальнобойщики знают: подобная смесь при сильных морозах превращается в кашицу и забивает топливные фильтры машин. Чтобы не встать на полдороге, перед похолоданием они едут на брендовые АЗС, дорожащие репутацией, и заправляются там.
Так вот, суть нашей инициативы в том, чтобы отслеживать товаротранспортные потоки в этой сфере, используя систему мониторинга поставок (вроде той, что обнаруживает «перемещения» водочной продукции), основанную на спутниковых телекоммуникационных системах и особом программном продукте. Это значит, что на дороге можно остановить любой бензовоз, и данные, отмеченные в электронных накладных, покажут, когда и с какой нефтебазы машина ушла, взяв нужный объем топлива, и куда направляется.
Понятно, что держать руку на пульсе должна государственная структура. Как именно будет внедряться этот проект, станет ясно, очевидно, в феврале. Но если инициатива хорошо себя зарекомендует, опыт петербуржцев, съевших пуд соли, получит распространение по всей России.

Источник
Комментарии