София Прохорчук
Павел Вихров
Страшный взрыв на заправке в Грозном, где 12 октября погибли четыре
человека, включая двое детей, мог произойти из-за нарушения техники безопасности
при передаче газа из автоцистерны в емкость, рассказали «Известиям» эксперты.
Многие заправки в регионах не имеют лицензии и работают втемную — доля
недобросовестных игроков может достигать 5–10% в разных регионах. Такие АЗС
никто не проверяет, отсюда их повышенная взрывоопасность. Произошедший в
столице Чечни мощный взрыв не первый — в сентябре 2024 года от аналогичного
взрыва на заправке в Махачкале погибли 13 человек, а в 2023 году — 37 человек.
О том, кто отвечает за проверки АЗС и на чем экономят регионы, — в материале
«Известий».
Почему случился взрыв на АЗС в Чечне
В результате взрыва цистерны на
АЗС LionTek в Грозном 12 октября погибли четыре человека, сообщили в МЧС
России. Двое из них — дети. Еще пять, по данным минздрава Чеченской Республики,
получили ожоги и травмы.
— От здания АЗС остались опоры,
поддерживающие остов крыши, с которого свисают металлические листы. По
территории разбросаны обломки конструкций. Находившиеся на заправке автомобили
уничтожены взрывом. В соседнем здании выбито несколько окон, — описал
последствия взрыва корреспондент «Известий» Мурад Магомедов, побывавший на
месте событий.
Очевидцы сообщили, что затем
возгорание произошло еще на двух заправках — Gaztek и «Лидер». Собеседники
редакции также связали его со взрывом цистерны. Один из очевидцев Ибрагим
предположил, что она взорвалась из-за напора газа в самом слабом месте, где
перебило перегородки.
Мурад Магомедов отметил, что
станции стоят впритык к жилым кварталам с обеих сторон.
Следственный комитет возбудил
уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям
безопасности и повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.
«Устанавливаются причины и
обстоятельства взрыва, выявляются люди, причастные к случившемуся», — говорится
в сообщении СК.
Прокуратура Чечни сообщила в
своем Telegram-канале, что после взрыва и пожара на заправке в Грозном
организована проверка. По ее итогам ведомство даст оценку действиям
ответственных лиц и органов государственного контроля.
Глава республики Дагестан Сергей
Меликов назвал случившееся в Грозном трагедией. «От имени дагестанцев выражаю
глубокие соболезнования семьям погибших и желаю скорейшего выздоровления
пострадавшим. Мы знаем об этой беде не понаслышке. Дагестан готов оказать всю
необходимую помощь братскому чеченскому народу», — написал он в своем
Telegram-канале.
Это не первый случай взрыва на
АЗС. Аналогичный инцидент произошел 27 сентября 2024 года в Махачкале. Тогда
погибли 13 человек, среди них были и дети — шести и 16 лет. Главной версией
причины аварии стала утечка газа.
Годом ранее, в августе 2023-го, в
Махачкале на АЗС уже гремел взрыв. В тот раз погибли 37 человек. Причиной стала
детонация селитры на нелегальном складе по соседству от станции.
Кто и как проводит проверки заправок
За проведение разного характера
проверок на заправках отвечают четыре ведомства, рассказал «Известиям» адвокат
Андрей Мишонов.
— Ростехнадзор отвечает за
проведение проверок на соблюдение норм эксплуатации и безопасности на АЗС, —
напомнил он. — МЧС проводит проверки на соблюдение противопожарных норм и
правил, что особенно важно для объектов с высоким риском взрывов и возгораний.
Роспотребнадзор, добавил он,
контролирует соблюдение санитарных норм и правил, а также безопасность
продукции, реализуемой на заправках. А технические инспекции и лицензирующие
органы, по его словам, проверяют соответствие технических условий, систем
контроля и учета топлива.
Андрей Мишонов отметил, что
проверки предполагают контроль состояния оборудования, например, насосов,
резервуаров, систем трубопроводов, аудит системы учета топлива и охраны труда,
а также условий для работников и клиентов.
Также, по словам эксперта, в
проверки входит оценка противопожарной безопасности: проверяется наличие
огнетушителей и планов эвакуации.
— Плановые проверки проводятся
раз в три года, но могут быть увеличены в зависимости от условий эксплуатации и
выявленных нарушений, — сказал Андрей Мишонов.
Внеплановые проверки, по его
словам, могут проводиться по обращениям граждан, после аварийных ситуаций или в
рамках контрольных мероприятий.
— Если объект не зарегистрирован,
его никто не проверяет, так как в данном случае АЗС оказывается вне правового
поля, — добавил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный
партнер» Дмитрий Гусев.
По его словам, в отдельных
регионах решить проблему теневых заправок получалось тесной работой
представителей бизнеса с прокуратурой и общественниками, которые проводили
рейды по выявлению нелегальных объектов и писали заявления в правоохранительные
органы.
Причины взрывов на АЗС
Независимый автоэксперт Дмитрий
Попов связал аварии на АЗС с нарушениями правил безопасности эксплуатации и
устройства заправок.
— Дело в отсутствии молниеотводов
и искрогасящих устройств на АЗС, а также заземлений, — предположил он. —
Состояние шлангов, трубопроводов и пистолетов также важно. А оно «оставляет
желать лучшего» не только в южных республиках, но и в Москве, Питере. В этих
городах также можно найти заправки, у которых подтекают пистолеты.
Аналогичной позиции в отношении
причин аварий на АЗС придерживается председатель Всероссийского общества
автомобилистов Валерий Солдунов.
— Взрывы, скорее всего, произошли
из-за нарушения техники безопасности при передаче газа из автоцистерны в
емкость на АЗС, — сказал он.
Зампред экспертного совета
всероссийского конкурса «АЗС России» Игорь Маслов также рассказал «Известиям»,
что сегодня почти по всем регионам распространились заправки, работающие без
каких-либо лицензионных разрешений и без соблюдения мер безопасности.
— Чаще всего речь о мобильных
АЗС: теневые бизнесмены переоборудуют под заправки машины, самовольно открывают
бензоматы на территориях населенных пунктов, — подчеркнул он.
Эксперт добавил, что причина
популярности таких объектов заключается в дешевизне продаваемого топлива. По
его словам, в среднем на таких АЗС цены на топливо ниже на 5–8 рублей за литр.
— Такая низкая стоимость топлива
у теневых бизнесменов возможна, так как они не платят налоги, не тратятся на
обеспечение мер пожарной безопасности, условий труда персонала, — добавил Игорь
Маслов.
Заместитель председателя комитета
Госдумы по энергетике Юрий Станкевич связал взрывы на заправках с нарушением
противопожарных правил.
— Если говорить об АЗС,
реализующих газомоторное топливо, то зачастую такие заправки, включая
объединенные в мелкие сети, грешат отсутствием необходимой лицензии и
нарушением требований к эксплуатации взрывопожароопасного объекта, — отметил
он. — Также к работе на таких объектах привлекаются не обученные и не
аттестованные в установленном порядке лица, что, как следствие, создает
реальную опасность для жизни и здоровья потребителей.
В стране, как писали «Известия»,
может насчитываться несколько тысяч нелегальных заправок примерно на 28 тыс.
легальных. Доля недобросовестных игроков может достигать 5–10% в разных
регионах.