Огненный жар: почему на АЗС происходят взрывы. Владельцы теневых автозаправок экономят на правилах безопасности, считают эксперты.

София Прохорчук

Павел Вихров

 

Страшный взрыв на заправке в Грозном, где 12 октября погибли четыре человека, включая двое детей, мог произойти из-за нарушения техники безопасности при передаче газа из автоцистерны в емкость, рассказали «Известиям» эксперты. Многие заправки в регионах не имеют лицензии и работают втемную — доля недобросовестных игроков может достигать 5–10% в разных регионах. Такие АЗС никто не проверяет, отсюда их повышенная взрывоопасность. Произошедший в столице Чечни мощный взрыв не первый — в сентябре 2024 года от аналогичного взрыва на заправке в Махачкале погибли 13 человек, а в 2023 году — 37 человек. О том, кто отвечает за проверки АЗС и на чем экономят регионы, — в материале «Известий».

Почему случился взрыв на АЗС в Чечне

В результате взрыва цистерны на АЗС LionTek в Грозном 12 октября погибли четыре человека, сообщили в МЧС России. Двое из них — дети. Еще пять, по данным минздрава Чеченской Республики, получили ожоги и травмы.

— От здания АЗС остались опоры, поддерживающие остов крыши, с которого свисают металлические листы. По территории разбросаны обломки конструкций. Находившиеся на заправке автомобили уничтожены взрывом. В соседнем здании выбито несколько окон, — описал последствия взрыва корреспондент «Известий» Мурад Магомедов, побывавший на месте событий.

Очевидцы сообщили, что затем возгорание произошло еще на двух заправках — Gaztek и «Лидер». Собеседники редакции также связали его со взрывом цистерны. Один из очевидцев Ибрагим предположил, что она взорвалась из-за напора газа в самом слабом месте, где перебило перегородки.

Мурад Магомедов отметил, что станции стоят впритык к жилым кварталам с обеих сторон.

Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

«Устанавливаются причины и обстоятельства взрыва, выявляются люди, причастные к случившемуся», — говорится в сообщении СК.

Прокуратура Чечни сообщила в своем Telegram-канале, что после взрыва и пожара на заправке в Грозном организована проверка. По ее итогам ведомство даст оценку действиям ответственных лиц и органов государственного контроля.

Глава республики Дагестан Сергей Меликов назвал случившееся в Грозном трагедией. «От имени дагестанцев выражаю глубокие соболезнования семьям погибших и желаю скорейшего выздоровления пострадавшим. Мы знаем об этой беде не понаслышке. Дагестан готов оказать всю необходимую помощь братскому чеченскому народу», — написал он в своем Telegram-канале.

Это не первый случай взрыва на АЗС. Аналогичный инцидент произошел 27 сентября 2024 года в Махачкале. Тогда погибли 13 человек, среди них были и дети — шести и 16 лет. Главной версией причины аварии стала утечка газа.

Годом ранее, в августе 2023-го, в Махачкале на АЗС уже гремел взрыв. В тот раз погибли 37 человек. Причиной стала детонация селитры на нелегальном складе по соседству от станции.

Кто и как проводит проверки заправок

За проведение разного характера проверок на заправках отвечают четыре ведомства, рассказал «Известиям» адвокат Андрей Мишонов.

— Ростехнадзор отвечает за проведение проверок на соблюдение норм эксплуатации и безопасности на АЗС, — напомнил он. — МЧС проводит проверки на соблюдение противопожарных норм и правил, что особенно важно для объектов с высоким риском взрывов и возгораний.

Роспотребнадзор, добавил он, контролирует соблюдение санитарных норм и правил, а также безопасность продукции, реализуемой на заправках. А технические инспекции и лицензирующие органы, по его словам, проверяют соответствие технических условий, систем контроля и учета топлива.

Андрей Мишонов отметил, что проверки предполагают контроль состояния оборудования, например, насосов, резервуаров, систем трубопроводов, аудит системы учета топлива и охраны труда, а также условий для работников и клиентов.

Также, по словам эксперта, в проверки входит оценка противопожарной безопасности: проверяется наличие огнетушителей и планов эвакуации.

— Плановые проверки проводятся раз в три года, но могут быть увеличены в зависимости от условий эксплуатации и выявленных нарушений, — сказал Андрей Мишонов.

Внеплановые проверки, по его словам, могут проводиться по обращениям граждан, после аварийных ситуаций или в рамках контрольных мероприятий.

— Если объект не зарегистрирован, его никто не проверяет, так как в данном случае АЗС оказывается вне правового поля, — добавил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев.

По его словам, в отдельных регионах решить проблему теневых заправок получалось тесной работой представителей бизнеса с прокуратурой и общественниками, которые проводили рейды по выявлению нелегальных объектов и писали заявления в правоохранительные органы.

Причины взрывов на АЗС

Независимый автоэксперт Дмитрий Попов связал аварии на АЗС с нарушениями правил безопасности эксплуатации и устройства заправок.

— Дело в отсутствии молниеотводов и искрогасящих устройств на АЗС, а также заземлений, — предположил он. — Состояние шлангов, трубопроводов и пистолетов также важно. А оно «оставляет желать лучшего» не только в южных республиках, но и в Москве, Питере. В этих городах также можно найти заправки, у которых подтекают пистолеты.

Аналогичной позиции в отношении причин аварий на АЗС придерживается председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов.

— Взрывы, скорее всего, произошли из-за нарушения техники безопасности при передаче газа из автоцистерны в емкость на АЗС, — сказал он.

Зампред экспертного совета всероссийского конкурса «АЗС России» Игорь Маслов также рассказал «Известиям», что сегодня почти по всем регионам распространились заправки, работающие без каких-либо лицензионных разрешений и без соблюдения мер безопасности.

— Чаще всего речь о мобильных АЗС: теневые бизнесмены переоборудуют под заправки машины, самовольно открывают бензоматы на территориях населенных пунктов, — подчеркнул он.

Эксперт добавил, что причина популярности таких объектов заключается в дешевизне продаваемого топлива. По его словам, в среднем на таких АЗС цены на топливо ниже на 5–8 рублей за литр.

— Такая низкая стоимость топлива у теневых бизнесменов возможна, так как они не платят налоги, не тратятся на обеспечение мер пожарной безопасности, условий труда персонала, — добавил Игорь Маслов.

Заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич связал взрывы на заправках с нарушением противопожарных правил.

— Если говорить об АЗС, реализующих газомоторное топливо, то зачастую такие заправки, включая объединенные в мелкие сети, грешат отсутствием необходимой лицензии и нарушением требований к эксплуатации взрывопожароопасного объекта, — отметил он. — Также к работе на таких объектах привлекаются не обученные и не аттестованные в установленном порядке лица, что, как следствие, создает реальную опасность для жизни и здоровья потребителей.

В стране, как писали «Известия», может насчитываться несколько тысяч нелегальных заправок примерно на 28 тыс. легальных. Доля недобросовестных игроков может достигать 5–10% в разных регионах.

Комментарии
Конфереция