Конфереция

ОБЗОР: Поддельный бензин хуже боярышника


 

"Ласточка" или "мерин" - неважно, проблема поддельного бензина периодически касается каждого водителя. Если в лучшем случае "еле едет", а в худшем варианте "застучало", то не без матерного слова автолюбитель вспоминает АЗС, на которой заправлялся.

Вопрос о качестве топлива в России пока остается риторическим. Задавался им даже президент Владимир Путин в 2015 году, требовал настроить контроль. Однако продажи контрафактного топлива продолжают процветать, реальных мер ужесточения контроля и наказания в этой сфере до сих пор не принято. Невольно напрашивается параллель с боярышником, на бесконтрольный оборот которого долго закрывали глаза, пока люди не начали гибнуть десятками. Вот и суррогатный бензин - это не просто историческое наследие, это выгодный бизнес, пусть даже теневой. Казалось бы, ему надо объявить масштабную войну, но повода еще не нашлось.

Невозможно подсчитать, сколько машин сломалось из-за некачественного топлива, негативное влияние на экологию от суррогатного топлива вообще не поддается оценке. Ущерб экономике страны можно представить только приблизительно, по разным оценкам, потери государственного бюджета от неуплаты акцизов при продаже контрафактного топлива в 2014-2016 годах составили 75-100 млрд рублей. В ущербе и ВИНКи - уменьшается эффект от проведенных ими мероприятий по модернизации НПЗ, и независимые - из-за того, что нечестные торговцы продают суррогат по низким ценам добросовестные продавцы теряют прибыль.

Участники рынка высказывают мнения, что среднегодовой оборот контрафактного моторного топлива (всех его видов) в РФ составляет 6-10 млн тонн. Как ранее сообщал замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов, в 2017 году производство бензина в РФ может составить 39,8 млн тонн, дизтоплива - более 70 млн тонн.

МНЕНИЯ РАСХОДЯТСЯ

Между тем, профильные ведомства говорят об улучшении показателей статистики борьбы с контрафактом.

По данным Минэнерго, "объем поставки нефтяного сырья получателям без идентификации объектов переработки за 6 месяцев 2016 года составил 501,6 тыс. тонн, что в 1,5 раза ниже объема за аналогичный период 2015 года".

По информации Росстандарта, в 2016 году "констатировано снижение общего уровня правонарушений и некоторое улучшение ситуации с качеством и соответствием регламентированным требованиям реализуемого на внутреннем российском рынке моторного топлива".

В 2015 году Росстандартом с участием Генеральной прокуратуры было проверено более 3,7 тыс. организаций (более 10% всех заправок на территории страны). При этом в 42,5% случаев выявлены нарушения регламентных требований, и примерно в 21% случаев - нарушения по физико-химическим показателям топлива. В 2016 году проверено более 1,5 тыс. организаций нефтепродуктообеспечения, нарушения установлены на 391 из них (25%). Нарушения по физико-химическим показателям выявлены в менее 16% случаев, что на 24% меньше, чем в 2015 г.

"Улучшение ситуации связано с повышением эффективности работы инспекторов на местах и повышенным вниманием территориальных органов Росстандарта к рынку автомобильного топлива, а также подготовкой участников рынка, планирующим добросовестную работу, к изменениям законодательства, которые должны быть приняты в ближайшее время", - заявляют в Росстандарте.

Участники топливного рынка не столь позитивны в оценке борьбы с контрафактом, хотя часть их отмечает прогресс в обсуждении проблемы.

Генеральный директор "Газпромнефть-Лаборатории" Виктор Чуяков подчеркивает, что решение вопроса требует не столько активных, сколько системных действий. "На сегодняшний день есть консолидированная позиция государства и всех крупных участников рынка - проблему необходимо решать системно. Уже ведется конкретная работа, в частности, по жесткому разграничению топлив и средних дистиллятов. Рассматривается вариант изменения параметров отнесения к средним дистиллятам, чтобы исключить возможность их идентификации как дизтоплива даже на уровне визуального осмотра. Еще год назад вариант внесения изменений в Техрегламент Таможенного Союза по этому поводу даже не рассматривался. Сегодня обсуждаются конкретные предложения по корректировкам. Это обнадеживающий результат работы за прошедший год", - сказал он.

Между тем, с 2017 года установлена более высокая ставка акциза на средние дистилляты по сравнению с дизтопливом, что должно сократить прибыльность недобросовестных продавцов моторного топлива.

"Роснефть" критична: "Анализ контрафактной продукции в регионах присутствия компании демонстрирует, что объем контрафакта за 2015-2016 гг. существенным образом не сократился. Этот тренд показывает, что используемые методы борьбы с контрафактным топливом не дают желаемых результатов. Существующая система проверок, в рамках которой Росстандарт концентрирует свои усилия на анализе деятельности АЗС, неэффективна: с одной стороны, нарушители "отделываются" незначительными штрафами, а случаи приостановки деятельности единичны, с другой - при проверках станций наказания избегают организаторы и производители фальсифицированных топлив, они просто не выявляются. По мнению "Роснефти" (MOEX: ROSN), одной из возможных причин ограниченного применения процедуры конфискации контрафакта и приостановление деятельности нарушителя является недостаточная регламентированность данных процессов".

Кстати, участники рынка кивают друг на друга при вопросе о местах продажи контрафакта. ВИНКи отмечают, что в основном суррогатный продукт продается у независимых (мини-НПЗ, небольшие нефтебазы, АЗС), которые тем самым стараются снизить цены на своих заправках, а если и работают по франчайзингу, то не всегда держат на строгом контроле качество топлива. В свою очередь, независимые утверждают, что и крупные компании допускают случаи продажи контрафакта. Более того, по мнению ряда независимых, именно ВИНКи создают условия распространения контрафакта на внутреннем рынке, когда устанавливают оптовые цены выше розничных - в такой экономической ситуации недобросовестные продавцы начинают торговать, "чем бог послал".

КТО ОБЪЯВИТ ВОЙНУ?

Заместитель председателя комитета по энергетической политике РСПП Юрий Станкевич отмечает: "В последние два года мы наблюдаем, по сути, бездействие на ниве борьбы с контрафактным топливом. Проблема остается, так как отсутствуют необходимые управленческие решения, прежде всего, на федеральном уровне".

"Во многом ситуация объясняется неоднозначностью политики, проводимой правительством на рынке нефтепродуктов. С одной стороны, публичные заявления должностных лиц о социально значимом характере цен на топливо и недопустимости темпов их роста выше инфляции. С другой стороны, регулярное увеличение акцизов и усиление фискального давления на нефтяную отрасль. Создавая условия для роста цен, но при этом искусственно ограничивая их административными методами, государство благоприятствует наличию теневого рынка контрафактного топлива", - считает Ю.Станкевич.

По данным РСПП, которые были сформированы на основе опроса владельцев, менеджеров ВИНК и независимых участников рынка, наибольший объем контрафакта реализуется в Приволжском, Южном и Центральном федеральных округах.

"Удивляет пассивная позиция ФАС. Реализация контрафактной продукции - это в наичистейшем виде проявление недобросовестной конкуренции. Так почему ФАС не объявляет бой? Конечно, есть территориальные управления ФАС, предпринимающие усилия на основании обращений автовладельцев и ВИНК. Но без объявления массированной кампании на федеральном уровне не обойтись. В эту кампанию кроме ФАС должны быть вовлечены Минэнерго, Росстандарт и, конечно же, Генпрокуратура и МВД - силовая поддержка необходима, особенно в отдельных регионах", - рассуждает Ю.Станкевич.

Говоря о мерах нормативно-правового регулирования, он в первую очередь подчеркивает необходимость принятия законопроекта, касающегося введения оборотных штрафов. "Этот документ был согласован с заинтересованными участниками. В результате долгих дискуссий был предложен механизм, детально описывающий процедуру взимания штрафа для отдельной АЗС. Но до сих пор законопроект не внесен ответственным ведомством - Минпромторгом - в правительство. Сам факт наличия у контрольно-надзорных органов такого "кнута", как оборотный штраф, стал бы серьезным мотивом и весомым аргументом для недобросовестных дельцов", - считает представитель РСПП.

Штрафы и наказания - это, как всегда, только одна сторона медали, это кнут. Любая мотивация строится на весах, где с одной стороны кнут, а с другой пряник. Так называемым "пряником" стала бы возможность участникам рынка повышать цены на топливо, исходя из экономической логики, и развивать нетопливный сегмент, считает Ю.Станкевич. "Цены, которые компенсируют затраты и обеспечивают разумную прибыль для развития, это самый верный шаг к вытеснению контрафакта с топливного рынка", - поясняет он.

РАЗМЕР ШТРАФА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Инициатором упомянутого законопроекта об оборотных штрафах выступили Минпромторг совместно с подведомственным ему Ростандартом.

В первоначальной версии законопроекта размер штрафа предусматривался в пределах 10-15%. Но после бурного общественного обсуждения штраф был снижен до 1%. В пресс-службе Ростандарта пояснили: "В текущей версии законопроекта за продажу топлива, не соответствующего Техрегламенту, предполагается штраф в размере 1% от совокупного размера выручки АЗС, на которой обнаружен контрафакт. При этом штраф рассчитывается от реализации всего объема топлива на этой АЗС за 1 год. Размер штрафа не должен быть менее 500 тыс. рублей".

В качестве административного наказания за повторное правонарушение в законопроекте предлагается наложение штрафа в размере 2 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. За нарушение требований Техрегламента в части маркировки, содержания необходимой информации для потребителей, а также в области обязательного подтверждения соответствия предполагается наложение штрафа в размере 100-300 тыс. рублей.

В пресс-службе Минпромторга сообщили, что в настоящее время законопроект проходит процедуру согласования с заинтересованными органами власти и готовится к внесению в правительство. Минпромторг подчеркивает - законопроект об оборотных штрафах будет способствовать "расчистке" рынка топлива для добросовестных организаций. Только эта мера не должна быть единственной. Необходимо изменение подхода к оценке качества топлива и контроля в этой сфере, а также изменение ряда нормативных документов, чем, в частности, сейчас тоже занимается Минпромторг, добавляют в ведомстве.

БИЗНЕС-ПРЕДЛОЖЕНИЯ

У компаний свое мнение по поводу штрафов, особенно оборотных.

"Газпром нефть" (MOEX: SIBN) отмечает, что сам по себе механизм оборотных штрафов может быть достаточно эффективным инструментом борьбы с распространением контрафактного нефтепродукта. Другой вопрос, что до сих пор нет однозначного понимания механизма его взимания.

"Альтернативой оборотным штрафам могло бы стать существенное увеличение размера уже имеющихся штрафных санкций. В любом случае, штрафы - не панацея. Это реагирование на следствие, а не на причину появления некачественных нефтепродуктов на АЗС. Необходим комплексный подход, объединяющий в себе весь доступный государству арсенал мер воздействия: начиная с регулирования производства и хранения и заканчивая регулярным контролем производств и нефтебаз, высокие штрафы и их гарантированное применение в полном объеме",- считает В.Чуяков.

Представитель "ЛУКОЙЛа" (MOEX: LKOH) максимально лаконичен: "ЛУКОЙЛ выступает за ужесточение надзора за деятельностью АЗС в части соблюдения норм качества реализуемых нефтепродуктов. Для этого необходимо расширить полномочия контролирующих инстанций и определить полный перечень проверяемых параметров".

Позиция "Роснефти" более жесткая. "Компания считает чрезмерной мерой введение оборотных штрафов. Наказание за реализацию контрафактного топлива, описанное в действующем законодательстве, достаточно как для лишения продавца некачественного топлива экономических стимулов для его реализации (штраф до 1 млн рублей), так и для удаления с рынка злостных нарушителей (приостановление деятельности)", - отметил представитель НК.

"Роснефть" предлагает Росстандарту такие приоритетные меры по борьбе контрафактным топливом как создание системы контроля за оборотом отдельных видов подакцизных нефтепродуктов (принятие закона о государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов) и применение более жестких мер в отношении нарушителей (конфискации и приостановления деятельности).

Российский топливный союз (РТС), объединяющий независимых участников, которые тоже выступают против введения оборотных штрафов, консолидировал ключевые пожелания рынка и подготовил свои предложения по противодействию обороту контрафактного топлива. Как сказал глава РТС Евгений Аркуша, предложения имеют как общие пожелания (недопущение ажиотажного спроса на биржевых торгах, волатильности ценовых индикаторов, диспаритета оптовых и розничных цен), так и конкретные действия, например, включение новых участников в перечень субъектов с доминирующим положением и требованиям к ним по объемам торговли на бирже.

Учитывают предложения РТС и совершенствование законодательства, и ведение реестра объектов нефтепродуктообеспечения, и ужесточение всех возможных уровней контроля и учета (в том числе контроль топлива на всех этапах до продажи конечному потребителю). Кроме того, в числе предложений РТС проблема идентификации средних дистиллятов, которые под видом дизтоплива зачастую продают недобросовестные АЗС. "Российский топливный союз" предлагает конкретизировать признаки средних дистиллятов в Налоговом кодексе, повысить железнодорожный тариф на транспортировку дистиллята газового конденсата до уровня тарифа на перевозку дизтоплива, а также внести изменения в нормативные документы.

НОВАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА

Для детальной проработки борьбы с контрафактным топливом в конце 2016 года создана специальная межведомственная отраслевая рабочая группа. Ее возглавил руководитель Росстандарта Абрамов, в составе - представители всех заинтересованных сторон нефтепродуктообеспечения страны. Первое заседание новой комиссии состоится уже в феврале.

Новый орган должен выработать эффективные меры по борьбе с суррогатом. Давно настала пора - России удалось уйти от "дикого" рынка топлива, удалось модернизировать НПЗ и добиться роста качества производимого ими продукта. Логично, что следующим шагом этой позитивно-поступательной динамики станет истребление фальсифицированного топлива.

 

Комментарии