Обвал нефти, рубля и мировых рынков. Главное

Нефтяные котировки обрушились на фоне развала сделки ОПЕК. Соглашение перестанет действовать 1 апреля, и страны-производители без ограничений смогут наращивать добычу нефти. Курс доллара к полудню в моменте превышал 75 руб.

 Что случилось?

9 марта цена североморской нефти Brent обрушилась более чем на 27%, опустившись ниже $32 за баррель, цена на WTI упала ниже $30 за баррель. В ходе торгов цена на Brent опускалась максимально на 31%, до $31,27 за баррель.
Стоимость нефти марки Brent начала снижаться еще в пятницу, 6 марта, на фоне сообщений о неспособности стран ОПЕК+ договориться о новом сокращении добычи.

На фоне обрушения цен на нефть на международном валютном рынке взлетели курсы американской и европейской валют. В моменте курс доллара на Forex достигал 75 руб., евро — 85, однако после полудня российская валюта отыграла часть падения.

Торги валютой на Московской бирже 9 марта не проводятся из-за выходного дня.
Банк России объявил, что не будет покупать валюту на рынке в рамках бюджетного правила как минимум 30 дней.

Падение цен на нефть и укрепление доллара и евро повлияли на азиатские индексы. Индекс Гонконгской фондовой биржи Hang Seng упал на 1064 пункта (4,07%) до значения 25071, по данным на 04:54 мск.

Также снизился на открытии торгов индекс Nikkei 225 Токийской биржи. Он упал на 1196 (5,77%) пунктов до отметки 19553 пунктов по состоянию на 05:10 мск. По данным на 05:17 мск, на Шанхайской фондовой бирже индекс SSEC снизился на 2,11%, до 2970,75 пунктов.

 Европейские биржи в понедельник открылись падением. Лондонский индекс FTSE 100 на открытии просел на 8,54%, немецкий DAX — на 8,09%, французский CAC 40 — на 6,31%.

Стоимость акций нефтяной компании Саудовской Аравии Saudi Aramco на фоне разрыва соглашения ОПЕК по итогам торгов 8 марта упала на 9,09%, до 30 риалов (около $8), впервые опустившись ниже уровня IPO.

Почему упали цены?

На фоне вспышки нового коронавируса, угрожающей мировой экономике, в Вене 6 марта прошло заседание министров нефти ОПЕК и стран, не входящих в организацию, включая Россию, Казахстан и Азербайджан (ОПЕК+). Впервые с 2016 года участники встречи не смогли договориться об условиях сделки по сокращению добычи нефти, и она перестанет действовать уже с 1 апреля.

На прошедшем заседании Россия и Саудовская Аравия заняли противоположные позиции. Москва отказалась от дополнительного сокращения добычи и предложила продлить сделку на текущих условиях (сокращение добычи нефти на 1,7 млн барр./сутки) на второй квартал 2020 года, а Эр-Рияд выступил за сокращение еще на 1,5 млн барр./сутки до конца года, сообщали Bloomberg и Reuters.

«Роснефть» указала на выгоду России от развала сделки ОПЕК+

«Роснефть» в свою очередь заявила, что для России сделка с ОПЕК+ была «лишена смысла»: уступая собственные рынки, страна лишь «расчищала место» для американской сланцевой нефти.

На фоне разрыва соглашения с ОПЕК Саудовская Аравия заявила о готовности увеличить добычу до более 10 млн барр./сутки, а в случае необходимости — до рекордных 12 млн, сообщал Bloomberg. Кроме того, компания Saudi Aramco также решила снизить цены на сырую нефть, передавало агентство.
Что будет дальше

Аналитики американского инвестбанка Goldman Sachs допустили, что цена на нефть марки Brent может обвалиться до $20 за баррель. Помимо этого, они снизили свои прогнозы на второй и третий кварталы, предположив, что стоимость барреля Brent не будет превышать $30.

По словам министра энергетики России Александра Новака, теперь увеличение объемов добычи нефти в стране зависит от планов отечественных компаний. Выход из сделки может позволить России нарастить добычу на 0,3 млн барр. в сутки, отметил он.

По прогнозу совладельца ЛУКОЙЛа Леонида Федуна, из-за распада сделки Россия будет ежедневно терять от $100 млн до $150 млн. По его словам, хоть российские компании и заявляли о желании наращивать добычу, однако рост на 2–3% не сможет компенсировать будущих потерь.

Сейчас на рынке сложилась редкая комбинация факторов — шок со стороны предложения (рост нефтедобычи), обратный шок со стороны спроса (снижение потребления из-за коронавируса) и отсутствие на рынке «стабилизирующего производителя» (swing producer), написал в Twitter основатель консалтинговой компании Rapidan Energy Боб Макнэлли.

Последний раз такое «ужасное сочетание» было в начале 1930-х годов, на фоне Великой депрессии, и тогда цена нефти обвалилась до «центов за баррель», указал он.
 
 
Комментарии