Конфереция

Обходной манёвр

Ещё в конце декабря казалось, что на ближайшие год-два-три тема налогового манёвра закрыта. Изменения налогового законодательства были не только проработаны всеми инстанциями, но и приняты парламентом и утверждены президентом. Однако сразу после новогодних каникул, хотя новые пошлины не проработали и месяца, неожиданно выяснилось, что они страшно мешают развиваться нефтяным компаниям и способствуют удорожанию бензина. Первым начал бить тревогу "Коммерсант". Через три недели после начала налогового манёвра появляются первые признаки того, что нефтяники снижают выпуск мазута в пользу экспорта сырой нефти, написала газета, указывая на Киришский НПЗ "Сургутнефтегаза". В январе компания собирается на 5% сократить переработку нефти на Киришском НПЗ, вместо этого отправив примерно 100 тыс тонн нефти на экспорт, подчеркивало издания. Причём понять, что реально происходит, из статьи практически не представлялось возможным: манёвр, плохая погода и сокращение потребности в мазуте внутри страны были смешаны в настоящий винегрет. Куда более конкретен был "Алгоритм. Топливный интегратор". Он чётко и без сантиментов в тот же день предупредил: "Если с мазутом ситуация сбыта и вывоза с НПЗ не улучшится, а похоже, она не собирается улучшаться, то за КИНЕФом могут последовать другие НПЗ России с невысокой глубиной переработки. Сокращение объёмов переработки может остановить уже неконтролируемое падение цен на нефтепродукты". Так Киришский НПЗ с этими 5% стал главным примером надвигающегося "ужаса" и начал кочевать со страниц одного издания в другое. После первых прицельных залпов в ход пошла тяжёлая артиллерия. Интернет-издание "Газета.ру" объявила об имеющейся у него копии очередного письма главы "Роснефти" Игоря Сечина президенту Владимиру Путину о том, что из-за манёвра в нефтяной отрасли возникли серьёзные проблемы. Как известно, руководитель "Роснефти" был одним из главных оппонентов предложенного правительством варианта изменениях экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и уже обращался по этому поводу к президенту. Фактически налоговый манёвр меняет модель работы отрасли, переориентируя её с внутреннего рынка и переработки на экспортные поставки, писала "Газета.ру". В "Роснефти" подсчитали, что в результате применения новой фискальной модели с января 2015 года снижение с 90% до 78% ставок экспортных пошлин на бензин "приведёт к существенному повышению эффективности экспорта относительно поставок на внутренний рынок (до 3 тыс рублей на тонну), спровоцировав тем самым рост на 7-10% цен на внутреннем рынке в связи с ростом экспортного паритета". "Таким образом, последствием налогового манёвра будет резкий рост цен на внутреннем рынке для сохранения рентабельности нефтепереработки или дефицит, который впоследствии приведёт к ещё большему росту цен", - цитирует издание письмо Игоря Сечина Владимиру Путину. Спустя буквально несколько часов после выхода материала "Газеты.ру" в "Ведомостях" появились разъяснения по поводу этого письма представителя компании Михаила Леонтьева. По его словам, Игорь Сечин в письме просто подтвердил ту позицию, которая уже была у "Роснефти" относительно новой налоговой модели. Многие факторы работы нефтяных компаний меняются и продолжат меняться, текущие расчеты это подтверждают, хотя они ещё до конца не завершены, говорил он. - На наш взгляд, модель спорная, она стимулирует экспорт и дестимулирует переработку на внутреннем рынке, - объяснял Михаил Леонтьев. Программа модернизации НПЗ и строительство новых перерабатывающих мощностей из-за манёвра находятся в зоне риска, говорил он. В течение нескольких лет это может привести к повышению цен на продукты нефтепереработки на рынке или, если цены будут подвергаться регулированию, к дефициту нефтепродуктов. В тот же день появилась статья в РБК Daily, в которой также повествовалось о тяжёлой судьбе нефтяных компаний и невыгодности переработки. На этот раз на примере принадлежащего Независимой нефтяной компании Хабаровского НПЗ. Компания из-за манёвра и санкций "не в состоянии будет выполнить планы по увеличению переработки нефти" на этом заводе, утверждала газета. При этом ни одно издание на деталях, - таких, как снижение спроса на мазут на самом крупном рынке - в Китае, или состояние многих российских НПЗ, не вложившихся в модернизацию производства, а потому не способных выпускать ничего, кроме мазута и нафты, что действительно становится невыгодно - не концентрируется. Создается ощущение, что перед ними такая задача просто не стоит, поскольку речь идёт об изданиях первого ряда. И все они честно приводят мнение представителей Минэнерго и других чиновников, которые уговаривают дать новой налоговой системе поработать хотя бы три месяца. Ещё через сутки правительство, которое практически весь прошлый год билось за проведение налоговых изменений в нефтянке, сообщает, что готово их пересмотреть. Премьер-министр, как сообщает Reuters, поручил подготовить корректировку экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, "если потребуется". А министр энергетики Александр Новак, как пишет "Российская газета", не исключил, что правительство может пересмотреть свое решение и отменить сам манёвр. "Эта возможность обсуждается" - сказал министр, пообещав не допустить в стране дефицита топлива. Похоже, единственным, кто ещё продолжает публично сомневаться в необходимости быстрой отмены налогового манёвра остаётся глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, один из немногих, кто вложился в модернизацию своих НПЗ. Но также как и его коллеги, он не может не заметить, что "налоговый манёвр готовился под высокие цены на нефть, и этот закон сам по себе хорош, но мировая конъюнктура изменилась". "Нельзя принимать законы под каждую кризисную ситуацию и менять их еженедельно, я сторонник стабильности. Давайте всё-таки обсудим закон и сделаем те регулирующие правила, которые будут действовать хотя бы в среднесрочном периоде, - сказал он в интервью "Ведомостям". И тонко намекнул, что, если менять законы, то те, кто не сделал инвестиции, оказываются в выигрыше, а те, кто сделал - в проигрыше. "Мы уже много инвестировали и в этом году будем вводить около $5 млрд основных фондов нефтепереработки в Перми, Волгограде. Поэтому этот вопрос требует детальной проработки и только потом может выноситься на комиссию президента и в законодательные органы", - уточнил он. Вопрос только в том, что, судя по развернувшейся в СМИ кампании, тратить время на такую проработку большинство теряющих прибыли нефтяников вряд ли готово. Иван Константинов
Комментарии