09.12.2014 10:29
Комментарии: 0
Просмотры: 6623
Проблема нелегальной торговли топливом и в Санкт-Петербурге и Ленобласти неоднократно поднималась на страницах ресурса «Аи 92». Участники топливного рынка уже давно отмечают, что в регионе имеют место многочисленные случаи отпуска дизельного топлива с использованием бензовозов и модулей, установленных на автомобильных дорогах (КАД) и на внутренней территории предприятий без необходимых согласований. По оценкам участников «серый» рынок реализации нефтепродуктов составляет около 10-15% рынка реализации дизельного топлива в городе, количество нелегальных мест сбыта постоянно растет и сегодня превышает 25% объема рынка легальных операторов. Со стороны «серого» рынка имеется устойчивый спрос на нефтепродукты с проведением расчетов за наличные денежные средства с участием фирм однодневок. В силу дешевизны и отсутствия необходимости уплаты налогов, спрос на такие нефтепродукты постоянно растет. Одновременно, проблему массовых хищений нефтепродуктов путем несанкционированных врезок в трубопроводы испытывает ОАО «Транснефть», производственный комплекс которой в Ленинградской области включает перекачивающие станции и диспетчерские пункты, резервуарные парки, морские терминалы, более тысячи километров линейной части магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов. На тему несанкционированных врезок и схемы реализации украденных нефтепродуктов «Аи 92» поговорило с заместителем генерального директора, начальником Службы безопасности ООО «Транснефть-Балтика» Сергеем Созиновым.
- Сергей Юрьевич, что физически представляет собой врезка в нефтепродуктопровод?
- Криминальная врезка представляет собой несанкционированно проделываемое в стенках трубопровода отверстие, предназначенное для хищения нефти или нефтепродуктов. Разделяют их на неквалифицированные и квалифицированные, различаемые наличием или отсутствием специальных приспособлений для осуществления кражи.
Практическую распространенность в Ленинградской области имеют квалифицированные врезки, представляющие собой отверстие в теле трубопровода с присоединенным патрубком, снабженным запорным устройством, с отводом или без него, или возможностью его подключения. Длина некоторых отводов от врезок достигает порой нескольких километров.
- Кто осуществляет врезки? У вас есть конкретные факты, предположения?
- Прежде всего, следует отметить, что осуществление несанкционированных врезок в магистральные нефтепроводы - это сфера уголовно наказуемой деятельности. Хищения с магистральных трубопроводов в большинстве случаев посильны только организованным группам, специализирующимся на этой криминальной деятельности и имеющим в своем распоряжении соответствующие технические возможности и специалистов, а также финансовые ресурсы. Так, в разных районах области выявляются врезки с идентичными конструктивными особенностями и применяемыми материалами, что свидетельствует, как говорят в полиции, о сходном почерке преступлений. Если говорить о категории граждан, занимающихся этими деяниями, то за кражи топлива из трубопроводов в последние годы задерживается много граждан Латвийской Республики. Только в 2014 году полицией задержано 7 латышей. Вторая часть преступников это местные жители. Среди них немало и тех, кто и ранее попадал в поле зрения полиции за махинации или хищения в сфере ТЭК.
- Удавалось ли задерживать преступников с поличным в момент врезки?
- Задержание преступников в момент изготовления криминальной врезки осложнено большой протяженностью трубопроводов, но возможно. Сотрудники охраны задерживали на месте врезок с поличным и людей, и брошенный транспорт, оборудование. Однако, как правило, правоохранительные органы испытывают затруднения в квалификации этих преступных деяний и доказательстве вины задержанных в таких случаях лиц.
В этой связи основные усилия сосредотачиваются на профилактических мероприятиях. Систематический осмотр охранной зоны трубопровода, не дающий возможность изготовить врезку скрытно, является основным методом профилактики хищений.
- Каковы объемы хищений нефтепродуктов в тоннах (в месяц, в год)?
- Заявленный нами в полицию ущерб от хищений нефтепродуктов из трубопроводов в 2014 году составил более 710 т дизельного топлива стоимостью более 17,5 млн. руб. Это только часть похищенного топлива, т.к. универсального метода определения точного объема хищений не существует. Ущерб на практике складывается из расчетов данных технических систем контроля трубопровода и объема изъятого у преступников топлива.
- Вопрос может показаться наивным, но, тем не менее, сейчас существует множество разработок в сфере безопасности, в частности, различные системы GPS-мониторинга, платформы для удаленного контроля и управления, датчики движения и т.д. Неужели этих средств недостаточно для внедрения на нефтепродуктопроводе и соответственно, оперативного реагирования на врезки, возможное их предотвращение?
- Разработчиками охранных и диагностических систем предлагаются различные системы определения дефектов на трубопроводе, которыми являются, в том числе, и криминальные врезки. Они основаны на разных физических методах диагностики, но универсального метода или технического устройства не существует. Поэтому на трубопроводах используются различные приборы, их комплексное применение дает наилучшие результаты.
Определение времени изготовления врезки и факта хищения топлива системами определения утечек на трубопроводах также возможно и является одним из способов предотвращения преступлений. Все показания систем контроля, выходящие за параметры нормальной работы трубопровода, немедленно проверяются силами охраны и аварийных служб Общества в ходе смотра трубопровода.
Внедрение новейших систем внешнего мониторинга трубопроводов достаточно дорого и все трубопроводы охватить ими невозможно. Да и нет необходимости. Такие системы в ближайшее время будут внедряться преимущественно на криминально опасных участках, где практически возможно организовать хищение нефти и нефтепродуктов. Они будут максимально эффективны и впрямую связаны с антитеррористической защищенностью объектов ТЭК.
За высокотехнологическими системами контроля трубопроводов ближайшее будущее, но без физической охраны с целью оперативного реагирования на внешние угрозы все равно будет не обойтись.
- Как часто происходят врезки? Сколько их зафиксировано в 2014 году на территории Ленобласти?
- Статистически в текущем году в Ленинградской области выявляется и ликвидируется 6 врезок в месяц, т.е. по 1 - 2 врезки в неделю. Наиболее сложными для нефтяников являются весенний и осенний периоды, когда число врезок растет ввиду перспективы наступления благоприятных для сокрытия признаков хищений условий - травяного покрова летом и снежного зимой. Однако зависимость данной преступности только от сезонных погодных условий в последние годы в регионе объективно снижается, т.к. зимы стали малоснежными и теплыми.
В текущем году в области уже выявлено 68 врезок. Треть из них использовалась преступниками для хищений или могла быть использована в случае необнаружения их охраной трубопровода. Остальные случаи стали только покушениями на хищения, т.н. «заготовки». Наиболее криминальными с данной точки зрения уже традиционно становятся Тосненский, Всеволожский и Киришский районы.
- Нефтепродуктопровод «Красный Бор — Ручьи» закрывают, в том числе, по причине врезок?
- Руководство ОАО «АК «Транснефть» основывается в этом вопросе на анализе комплекса причин, влияющих на безопасность эксплуатации данного трубопровода. Одной из них, как представляется, является и криминальная составляющая. Труба, построенная в 1971 году, не диагностирована, есть масса технических ограничений и проблем, которые могут возникнуть. Город стал больше, труба лежит в селитебной зоне, имеются крутоизогнутые элементы трубы и так далее, сейчас практически не представляется возможным провести не то что ремонт, а диагностику трубы. Компания не может дальше ее эксплуатировать, это вопрос промышленной безопасности.
- Какое количество врезок на участке «Кириши — Красный Бор» и «Кириши — Пулково»?
- На МНПП «Кириши-Красный Бор», включая НПП на НБ «Ручьи» и НП «Пулково», в 2014 году выявлено 10 криминальных врезок, разгерметизация трех из них вне охранных зон трубопроводов стала причиной выхода нефтепродукта в окружающую среду.
- Сколько дел доведено до суда? Как в целом обстоит вопрос с раскрываемостью преступление по врезкам?
- В начале 2013 года было вынесено два приговора в отношении 6 лиц во Всеволожском районе и один приговор в отношении одного осужденного мы имеем в начале 2014 года в Киришском районе. Все преступления 2013 года раскрыты подразделениями полиции центрального аппарата ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области во взаимодействии со Службой безопасности. Из 41 уголовного дела по криминальным врезкам этого года на конец ноября установлены виновные лица по 5 уголовным делам. Раскрытие этих преступлений в Тосненском и Киришском районе и задержание активной преступной группировки также целиком заслуга сотрудников следственных подразделений и оперативников с Захарьевской и Литейного.
Тем не менее, следует отметить, что влияние районных подразделений полиции на данную преступность минимальна, раскрываемость низкая, а задержания носят случайный характер. Вероятно, такие преступления, как кражи, не являются там приоритетными, несмотря на значительный материальный ущерб и последствия для экологии районов, или полиция не имеет достаточно подготовленных в этом направлении оперативников.
Хотя, понимание актуальности проблемы раскрываемости хищений с трубопроводов присутствует. Достаточно отметить, что этот вопрос ежеквартально рассматривается как руководством полиции, так и областной прокуратурой с приглашением специалистов Службы безопасности ООО «Транснефть – Балтика».
- Как осуществляется ваше взаимодействие с правоохранительными органами?
- Взаимодействие уже отлажено годами противодействия данной преступности, важен качественный обмен информацией и доверие между полицейскими и работниками Службы безопасности. В этом есть и положительные примеры и отрицательные. Результаты борьбы с врезками, по опыту Службы безопасности, зависят от желания полицейских сделать что-то реальное, чтобы пресечь эту преступность. Там где есть понимание и работа – там есть задержанные лица и наблюдается спад хищений. Рост хищений, напротив, – это свидетельство формального подхода или нежелания вникать в проблему врезок по каким-либо причинам.
Прокуратурой области в этом году проделана большая работа по проверке объективности расследований уголовных дел по криминальным врезкам. Результаты расследования уголовных дел с задержанными лицами предстоит увидеть уже в следующем году.
- Весной 2014 годы был создан Координационный орган по организации противодействия нарушениям, связанным с хищениями при транспортировке, хранении и переработке углеводородного сырья. Кто вошел в состав Координационного органа? Какие проверки он уполномочен осуществлять? Как часто они происходят? Каковы в целом достижения работы этого органа за более чем полгода работы?
- В рабочую группу по защите топливно-энергетического рынка Санкт-Петербурга входят представители практически всех силовых структур и представители некоторых организаций. Данный управленческий орган создавался для координации действий разных ведомств в вопросах организации противодействия растущему рынку нелегального оборота нефтепродуктов. Предложение инициаторов – комиссионно планировать и пресекать деятельность заправочных пунктов, работающих на полулегальном положении, выявляя сразу весь спектр нарушений законодательства. На наш взгляд, работа в этом направлении еще только предстоит, пока же участвующие стороны ограничились отдельными ведомственными мерами.
- Вам известно как организована схема реализации украденных нефтепродуктов?
- Она разнообразна, но тесно завязана на рынок нелегальный торговли нефтепродуктами. Похищенное дизельное топливо свозится на перевалочные базы, где оно смешивается с некондиционным нефтепродуктом или просто с нефтесодержащими смесями, на него оформляются официальные документы и «легализованный» нефтепродукт поступает на рынок. Продается он потребителю на дорогах с передвижных емкостей, модульных заправок, а в промзонах порой и просто с бочек под маркой топлива заводского качества, но с заниженной ценой. Многочисленные «точки» торговли таким топливом известны, пожалуй, каждому второму водителю города и области.
- Очевидно, что регулярные врезки происходят потому, что есть устойчивый спрос на «левое топливо». Известны ли вам пункты реализации «левого» топлива? Предпринимались ли попытки Транснефти самостоятельно бороться с подобными пунктами?
- Полномочия на такую деятельность имеют только правоохранительные и надзорные органы. Всю информацию о подобной торговле вблизи трубопроводов, а также о местах сбыта похищенного топлива Служба безопасности периодически передает в полицию и готова активно оказывать помощь полицейским по проверке данных мест торговли и хранения топлива, а также в проведении исследования проб.
- Какие меры на Ваш взгляд необходимо принять, чтобы исчез спрос на украденное топливо?
Степень уголовной ответственности за хищения и приведение в негодность трубопроводов, установленные в уголовном Законе и применяемые санкции специалистами в сфере уголовного права и практикующими юристами оценивается как достаточная. Практика же назначения наказания преступникам - как мягкая, не способствующая достижению целей исправления и предупреждения новых преступлений. Задержанный за данные преступления гражданин, отсидев под арестом до приговора или оплатив штраф, как правило, возвращается к своей деятельности как наиболее приемлемой для жизни форме заработка.
Обсуждается среди специалистов и вопрос лицензирования деятельности по торговле топливом, как ограничительного барьера, в т.ч. на положительном примере других стран.
- Летом этого года в СМИ проходила информация о том, что нелегальной торговлей нефтепродуктами займутся антитеррористические подразделения полиции. Т.е. незаконные пункты хранения и реализации нефтепродуктов будут классифицироваться как террористическая деятельность, соответственно борьба с ними попадает под вид антитеррористической деятельности. Появился ли заметный эффект от этой меры?
- Такой информацией Служба безопасности не располагает.
- Как могут в борьбе с нелегалами помочь обычные граждане?
Сообщать в районные правоохранительные органы и диспетчерские службы ООО «Транснефть - Балтика» о всех известных им случаях проведения каких – либо работ неизвестными лицами вблизи охранных зон магистральных трубопроводов, при проведении прокладки отводов, кабелей в сторону трубопроводов, перевозке транспортом емкостей с запахом нефтепродуктов, особенно в ночное время.
Работы эти в большинстве случаев проводятся незаконно, а привлекаются к ним гастарбайтеры и нелегалы. При этом они полностью игнорируют личную безопасность местных жителей и экологическую безопасность места их проживания.
Служба безопасности ООО «Транснефть – Балтика» призывает жителей города и области защитить себя и свое окружение, проявить гражданскую ответственность – сообщать о данных фактах в полицию или в нашу организацию по телефонам в г. Санкт – Петербурге: 291 – 54 – 88 или 591 – 79 – 32.
- Сергей Юрьевич, спасибо за подробные ответы.
Комментарии