Ангелина Моженет
В Минпромторге сегодня подтвердили, что работают над расширением списка
локализованных автомобилей для такси. В первичном списке моделей автомобилей,
соответствующих новым требованиям закона о локализации, есть электромобили.
Это, в частности, "Москвич Зе" и "Evolute i-Pro".
Электрокары имеют ряд преимуществ для таксопарков, в то же время сохраняются
существенные ограничения для их использования, полагают опрошенные "РГ"
эксперты.
Среди основных преимуществ -
низкие эксплуатационные расходы: отсутствие необходимости в бензине или
дизельном топливе значительно снижают затраты на каждую поездку. Помимо топлива
владельцам электромобилей в России полагаются преференции в виде бесплатных
парковок в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Казань, и в
Краснодарском крае. Также доступен (с оговорками) бесплатный проезд по
федеральным платным дорогам.
Пока в российских таксопарках
электромобили представлены слабо. Причина не только в высокой первоначальной
стоимости. Основное препятствие для массового перехода на электротранспорт -
это недостаточная зарядная инфраструктура. "В момент, когда водитель
принимает заказ на поездку, которая займет несколько часов, он должен учитывать
заряд. Если на бензине метнулся и заправился, то на электромобиле этого не
сделать, ведь пассажир не будет сидеть в машине в ожидании ее заправки", -
сообщил Игорь Мыльников, админ "Справочника таксиста".
Климатические условия в России
также оказывают влияние на эффективность электромобилей. В суровых зимах, когда
температура воздуха опускается ниже -20 °C, запас хода электромобилей
существенно сокращается, что негативно сказывается на их надежности и удобстве
для водителей. "Водители такси в крупных городах проезжают в среднем от
250 до 350 километров за смену. В случае с электромобилем, необходим также
запас хода для компенсации потерь емкости аккумулятора при низких температурах.
В реальных российских климатических условиях низкие температуры могут снижать
реальную дальность на 20-30% от заявленной производителем", - указывает
Надежда Капустина, профессор кафедры экономической безопасности и управления
рисками Финансового университета при правительстве РФ.
В 2024 году Минэкономразвития
поддержало инициативу Минтранса по введению обязательной доли электромобилей в
парках такси. Александр Мироненко, заместитель генерального директора по
развитию "PUNKT E", отметил, что комплекс мер поддержки со стороны
государства, прямая экономическая выгода и растущая зарядная инфраструктура
делают электромобили очень привлекательными для таксопарков и самозанятых
водителей. Поэтому их количество стабильно растет. В частности, к сети
"PUNKT E" в этом году подключилось в три раза больше таксопарков и
частных таксистов с электромобилями, чем в прошлом году.
"Для пользователей
электромобилей государство предоставляет субсидии до 925 тысяч рублей на
покупку электромобилей для снижения стартовой стоимости и делает региональные
льготы (например, в Нижнем Новгороде может оплатить лизинговые платежи на
покупку электромобилей в текущем финансовом году при наличии лицензии на
перевозки и работы на территории Нижегородской области)", - отметил
Александр Мироненко.
По данным исследования Ассоциации
развития электромобильного транспорта (АЭТИ), рынок электрокаров растет
ежегодно примерно на 30%. Несмотря на сравнительно небольшой парк
электротранспорта, многие крупные операторы услуг такси планируют расширение
парка электрокаров. Такие гиганты, как "Яндекс Такси", заявляют о
намерении существенно увеличить долю электрических авто в ближайшие годы.
Также перспективна ситуация на
вторичном рынке. Б/у электрокары становятся доступнее, что привлекает
владельцев малого бизнеса и частных автовладельцев, желающих попробовать себя в
сфере такси.
Развивается и мировой рынок
электрокаров. В 2025 году рынок электромобилей в Европе продолжает
демонстрировать динамичный рост, а доля новых электромобилей в общем объеме
продаж существенно возрастает. В числе лидеров - страны, активно внедряющие
экологичные технологии. Среди них, по данным за 2024 год, Норвегия - 90% машин
с батареями, Дания - 51%.
Кроме того, в развитых
мегаполисах, таких как Сингапур, использование электромобилей для такси уже
стало нормой. Город ввел электромобили в такси в 2016 году с запуском первого в
мире беспилотного такси, использующего электромобили Renault Zoe и Mitsubishi
i-MiEV. В стране таксомоторные компании получают налоговые льготы и субсидии
для приобретения электромобилей, что способствует ускоренной интеграции чистого
транспорта. К 2025 году власти собираются запретить регистрацию автомобилей и
такси с бензиновыми и дизельными двигателями, а к 2040-му полностью перейти на
электрический транспорт.