НПЗ дороже денег: строительство завода на Сахалине обойдется в 100 млрд рублей

Ирина Кезик

Стоимость строительства НПЗ на Сахалине составит 100 млрд рублей, выяснили «Известия». Завод должен решить вопрос дефицита и высоких цен на топливо на Дальнем Востоке. Предварительно, его мощность составит 3 млн т бензина, а строительство может начаться в 2028 году. Реализация проекта обеспечит регион высококачественным бензином, сократит логистические издержки при транспортировке бензина и дизеля потребителям. Однако в Минэнерго ранее отмечали, что построить такой завод без мер поддержки будет сложно. О том, на что может рассчитывать «Газпром» как инициатор проекта и когда на острове появится доступное топливо, — в материале «Известий».

Сколько стоит топливная стабильность острова

Инвестиции в строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) на острове Сахалин составят не менее 100 млрд рублей. Об этом «Известиям» заявили в пресс-службе регионального правительства.

— В случае принятия инвестиционного решения планируемая дата начала строительства — 2028 год. По предварительным данным, проектная мощность НПЗ составит не менее 3 млн т в год, — рассказали в правительстве Сахалинской области.

В конце января 2026 года губернатор региона Валерий Лимаренко заявил, что Сахалин планирует завершить совместную с «Газпромом» подготовку первой части проекта нового НПЗ в регионе — обоснование инвестиций в строительство объекта (ОБИН). Об этом он сообщил после совещания под руководством зампреда правительства РФ — полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева.

Зампредседателя комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич напомнил, что вопрос строительства НПЗ на Дальнем Востоке крайне актуален и уже неоднократно поднимался.

— Причина на поверхности: установленных мощностей заводов в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре недостаточно для удовлетворения спроса на топливо в макрорегионе. При возникновении сложностей с объемами производства бензина и дизеля на заводах в Сибири, дополняемых порою логистическими ограничениями железной дороги, Дальневосточный федеральный округ сразу начинает лихорадить. Во что это выливается на практике, мы имели возможность наблюдать летом-осенью прошлого года, когда дефицит топлива привел к росту розничных цен на 20 рублей за литр, — подчеркнул депутат.

Как писали «Известия», рассматривалось до десяти вариантов переработки газового конденсата на этом заводе, от 2,989 млн до 4,890 млн т в год. При этом консультанты, изначально работающие над проектом, отмечали «плохую экономику проекта».

Ранее, как рассказывал источник «Известий», знакомый с ходом реализации проекта, предполагалось, что «Газпром» полностью возьмет на себя финансирование строительства проекта. По его словам, правительство региона намерено было за свой счет сделать порт с дноуглублением. При этом в 2022 году при той же мощности завода инвестиции оценивались в 180 млрд рублей. По мнению собеседника, сейчас эта оценка должна быть в полтора раза выше.

«Известия» направили запрос в «Газпром».

Нужна ли господдержка проекту

По словам экспертов, стоимость завода во многом будет зависеть от его конфигурации. Осенью 2025-го директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго Антон Рубцов отмечал, что производство на основе газового конденсата — более экономически приемлемый вариант, нежели строительство завода по переработке нефтяного сырья. Последнее потребует возведения дополнительных установок глубокой переработки — каткрекинга и гидрокрекинга.

— В сегодняшних условиях, когда мы стремимся к стабилизации цен, новый завод с гидрокрекингом никогда не окупится. Поэтому вариант использования газового конденсата дает возможность получить керосин, дизельное топливо с низким содержанием серы, что удовлетворяет стандартам пятого экологического класса, — отмечал он.

И, тем не менее, как ранее сообщали в Минэнерго, «построить такой завод без мер поддержки будет сложно».

 

— В случае принятия инвестиционного решения мы готовы отработать конкретные меры поддержки для этого завода и отработать их с Минфином, донастроить налоговые механизмы, — говорил Антон Рубцов.

Он напомнил о перечне механизмов в арсенале министерства: обратный акциз, демпфер, инвестиционные соглашения, которые формируют существенную поддержку для модернизации заводов.

В Минфине заявили «Известиям», что соответствующие предложения в ведомство не поступали. «Известия» отправили запрос в Минэнерго.

По словам Юрия Станкевича, механизмы поддержки проекта на федеральном уровне уже многократно «обкатаны».

— Эффективный вариант по аналогии с иными проектами строительства и модернизации НПЗ — механизм инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефтяное сырье, который введен в России в 2020 году. Заводы получают поддержку при наличии соглашения с Минэнерго, — сказал депутат.

По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, сегодня в России существует такой механизм поддержки, как Региональный инвестиционный проект (РИП).

— Он предполагает существенное снижение налога на прибыль в обмен на инвестиции в производство «с нуля». Так, федеральная часть может быть снижена до 0%, а региональная — до уровня не более 10%. На Сахалине этот уровень может быть установлен индивидуально. В принципе, проект НПЗ попадает под критерии, предъявляемые к РИП, — производство конкретных товаров и значительный объем инвестиций: 50 млн рублей в течение трех лет или 500 млн рублей за пять лет, — сказал эксперт.

Валерий Андрианов не исключил, что новый НПЗ может быть включен в список «Приоритетных инвестиционных проектов Сахалинской области». В этом случае для него будет установлена пониженная ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в региональный бюджет (13,5% вместо 17% в течение не более пяти лет). Также, по его мнению, весьма вероятно использования режима Территории опережающего развития (ТОР) — он предусматривает снижение ставки налога на прибыль до 0–5% в первые пять лет вместо стандартных 20%.

Когда на Сахалине появится свой завод

Сегодня на Дальнем Востоке работают всего два крупных НПЗ — Комсомольский и Хабаровский. И, как писали «Известия», идея создания новых мощностей вполне закономерна, поскольку регион испытывает дефицит нефтепродуктов — при потреблении примерно 6 млн т в год собственное производство составляет порядка 4 млн т. То есть около 2 млн т в год завозится из других регионов, преимущественно из Сибири.

А учитывая ограниченную пропускную способность железнодорожных магистралей, а также высокие тарифы РЖД, это приводит к перебоям поставок и к росту цен на нефтепродукты для населения, рассказывали «Известиям» эксперты. Именно Хабаровский край в конце мая 2025 года стал рекордсменом в России по повышению стоимости бензина, сообщали «Известия».

По словам генерального директора «Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора» Тамары Сафоновой, исторически нефтепереработка в России сосредоточена в европейской части страны. Вопрос развития перерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке остается актуальным уже более 20 лет из-за дефицита производства моторных топлив в регионе для удовлетворения растущего спроса.

При этом эксперты отмечают, что в настоящее время у России практически нет проблем с оборудованием для реализации проектов нефтепереработки.

Валерий Андрианов добавил, что на данный момент уровень локализации в области оборудования для нефтепереработки оценивается в 60–80%.

— Есть ряд проблемных точек, в частности в области оборудования для высокого давления, автоматики и контрольно-измерительных приборов, катализаторов. Но и здесь развивается импортозамещение, — подчеркнул собеседник редакции.

По словам Юрия Станкевича, технологический аспект в условиях санкций для сахалинского проекта содержит в себе риски, но они преодолимы.

— Большая часть требуемого оборудования может быть произведена в России, оставшаяся — импортирована от изготовителей напрямую либо через другие страны, — сказал депутат.

Продолжительность работ зависит от масштаба проекта и региона строительства, но обычно длится от трех до пяти лет, но минимальных сроков его реализации ждать не стоит, отметила управляющий партнер компании «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.

По ее словам, проект необходим не только Сахалину, но и всему региону, а учитывая всю сложность нынешних экономических условий, согласования по мерам поддержки потребуют времени. И, тем не менее, сомнений в том, что он будет реализован, быть не должно, заключила эксперт. ​

Комментарии