Несмотря на поручение президента Владимира Путина от апреля 2015 года разобраться с контролем качества топлива в стране, серьезных сдвигов в решении этой проблемы не произошло

Несмотря на поручение президента Владимира Путина от апреля 2015 года разобраться с контролем качества топлива в стране, серьезных сдвигов в решении этой проблемы не произошло. Различные предложения не первый год обсуждаются участниками рынка, но по-прежнему никаких действий в сторону улучшения ситуации нет. Отдельные спорные вопросы остаются на повестке обсуждения компаниями и Минэнерго. Источники «Нефть и Капитал» на рынке подчеркивают, что до того момента, как Путин потребует отчета о сделанной работе времени осталось мало. В октябре Российский топливный союз (РТС), который объединяет розничных трейдеров, составил список мер по противодействию оборота на внутреннем рынке контрафактного топлива. «Нефть и Капитал» внимательно изучил все предложения и попытался выяснить, что не дает отрасли двигаться дальше.

Как все начиналось

В апреле 2015 года Минэнерго сообщило, что объем нелегального топлива в целом по стране превышает 10 млн тонн, при том, что общее потребление моторных топлив в России (бензин и дизельное) составляет 65-70 млн тонн в год. Тогда же на совещании с членами правительства президент поручил Генеральной прокуратуре Российской Федерации проверить качество топлива по всей стране, а также разработать методы решения проблемы некачественного автомобильного топлива. В мае начались проверки на АЗС, принадлежащих как крупным компаниям, так и частным лицам. Проверки велись с помощью экспертов Росстандарта и Ростехнадзора. За три месяца пробы для анализа были взяты на 3109 заправках страны – в три раза больше, чем обычно проверяется за весь год. По итогам тестов нарушения различного рода обнаружены на 43% заправок. По данным комитета Госдумы по энергетике, наибольший объем контрафактного топлива зафиксирован в Южном, Уральском и Центральном федеральных округах. В Москве и Московской области доля некондиционного бензина составляет около 8% от общего количества реализуемого топлива, а по дизтопливу – 30%. По фактам мошенничества Министерство внутренних дел возбудило несколько уголовных дел, в том числе в Московской области.

На заседании Комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК), которое проходило в октябре прошлого года, Путин снова обратил на эту проблему особое внимание бизнеса и регулирующих органов: «Нужно пресекать производство и торговлю контрафактной продукцией. Ее распространение не только наносит ущерб компаниям, которые вложили серьезные средства в модернизацию, выпуск качественного топлива, но и в целом это же обман населения, прямой обман потребителя», – негодовал президент.

Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) вложили в 2015 году в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) 214 млрд руб., из них «Роснефть» – 108 млрд руб. Министерство энергетики ожидает сопоставимый объем инвестиций и по итогам этого года.

Тогда же в СМИ появилось мнение о том, что кампанию против контрафактного топлива развернули крупные нефтяные компании, которые при слабом спросе на топливо хотели избавиться от недобросовестных конкурентов. Однако уже сейчас видно, что в борьбе за качественный бензин консолидировались все участники рынка.

Консолидация предложений

РТС собирал предложения по всему рынку, а ВИНК подтвердили факт обсуждения и совместной подготовки этих предложений. Фактически письмо союза в Минэнерго и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) объединяет большинство ранее высказанных идей и формирует их в конкретный план действий.

«Оборот на внутреннем рынке контрафактного моторного топлива наносит вред жизни и здоровью человека, его имуществу, окружающей среде, создает условия возникновения недобросовестной конкуренции в оптовой и розничной торговле, приводит к недополучению бюджетами различного уровня десятков, а то и сотен миллиардов рублей налоговых поступлений», – говорится в письме. Союз предлагает решить проблему «путем реализации комплекса экономических и административных мер», список состоит из 15 пунктов.

Большинство из них известно. В их число входит предложение о введении оборотных штрафов за распространение некачественного топлива – Росстандарт ранее предлагал правительству увеличить наказания нарушителей, введя в Административный кодекс штрафы в размере до 15% от годовой выручки АЗС. Минэнерго предлагало более мягкий вариант санкций – до 1% от выручки. Однако в начале года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выступил с письмом к Минэнерго и Минпромторгу против штрафов. В РСПП заявили, что одним ужесточением наказания проблему контрафактного топлива не решить, требуется «комплексный подход». РТС предлагает штрафы для продавцов топлива до 0,5 млн руб. за обман потребителей и до 1 млн руб. за нарушение техрегламента, но главное, по мнению союза – обеспечить более эффективное использование мер административного воздействия.

«Сегодняшняя система контроля, которая создана Росстандартом, не обеспечивает неотвратимость наказания. В распоряжении контрольно-надзорных органов имеется достаточный инструментарий штрафных санкций, которым они просто не пользуются», – подчеркнул «Нефть и капитал» президент РТС Евгений Аркуша. По его словам, средний размер штрафа на одно нарушение составляет всего 30 тыс. руб. «Этот штраф – смешной, никто на него внимания даже не обращает. Оборотные штрафы обычно берутся, когда нарушение имеет длительный системный характер. Росстандарт предлагает оборотные штрафы за первое нарушение в размере не менее 500 тыс. руб., а за повторное уже 2 млн руб.», – заявил Аркуша.

Также Минэнерго говорило о необходимости создания электронной системы проверки качества топлива и направляло подобное предложение в правительство. Эта система будет похожа на единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС), которая сейчас применяется для контроля производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

«Петербургская топливная компания» (ПТК), один из членов совета директоров РТС, объяснила «Нефть и Капиталу» необходимость ввода подобной системы. «Как схема работает сейчас? Если на АЗС обнаружили некачественное топливо, АЗС штрафуется, – поясняет представитель ПТК. – Но проверяющие органы не интересует, откуда оно пришло, источники его происхождения. Соответственно, остальные звенья цепочки системы нефтепродуктообеспечения остаются в тени, санкции к ним не применяются», – заявил он.

По словам представителя ПТК, если в процессе доставки нефтепродуктов с нефтебазы присутствует сторонний перевозчик, то АЗС остается работать на свой страх и риск. «Введение этого механизма позволит поставить на контроль и теневую часть рынка», – заключили в ПТК.

К предложению о создании электронной системы относится создание и ведение реестра объектов нефтепродуктообеспечения, осуществляющих производство, прием, хранение, отпуск и реализацию нефтепродуктов, как для собственных нужд, так и в коммерческий оборот.

Другие предложения РТС

РТС также объединяет предложения по созданию баланса на топливном рынке, чтобы востребованность контрафакта на стабильном рынке снизилась. Для этого предлагается распространить существующие обязательства реализации нефтепродуктов на бирже для субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, на всех крупных производителей нефтепродуктов, обеспечить продажу нефтепродуктов в первую торговую сессию субъектами, занимающими доминирующее положение, исключительно в рынок. Немаловажными являются изменения в действующие нормативные правовые и нормативные документы, а также включение их в перечень межгосударственных стандартов государств-членов Таможенного союза, но на этом мы остановимся подробнее ниже.

Среди остальных крупных предложений отметим внесение изменений в законодательство в части наделения контролирующего органа полномочиями проведения проверок характеристик топлива без предупреждения и по мере необходимости. В настоящее время плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года и с предупреждением. И применение дифференцированной ставки транспортного налога, возрастающего в зависимости от продолжительности срока эксплуатации автомобиля. Ранее РСПП уже предлагал ужесточить санкции за эксплуатацию устаревших транспортных средств. Также Российский союз промышленников и предпринимателей обращал внимание на запрет дешевых аналогов дизельного топлива. Предприниматели предлагали поменять технический регламент Таможенного союза так, чтобы на АЗС можно было продавать закрытый перечень нефтепродуктов. На данный момент это предложение остается одним из главных в списке РТС, и на нем мы остановимся подробнее.

Средние дистилляты

Настоящим камнем преткновения стал пункт об уменьшении экономической эффективности продажи дешевых заменителей дизтоплива. Речь идет о средних дистиллятах, печном топливе, судовом маловязком топливе, дистилляте газового конденсата. Основная проблема с контрафактом, как говорят участники рынка – именно подмена дизельного топлива, с бензином таких больших проблем нет.

«Вместо дизеля на заправках продают продукт с похожими характеристиками – средние дистилляты. Таинственным образом меняются накладные, и этот продукт по документам становится дизтопливом. Это и есть те самые 10 млн тонн, о которых говорило Минэнерго, это наши данные, мы имели в виду, что это средние дистилляты, которые, не являясь дизтопливом, продаются под видом дизтоплива», – разъяснил «Нефть и капитал» Аркуша.

По данным «Газпром нефти», из 10 млн тонн произведенного судового маловязкого топлива в России в 2015 году непосредственно на бункеровку поставлено около 2 млн тонн, а 80% – 8 млн тонн – было реализовано не по назначению, в основном через розничные сети под видом дизеля.

Сейчас многие нефтепродукты, которые фактически являются средними дистиллятами, вообще не облагаются акцизом, так как в Налоговом кодексе заложены определенные параметры, для определения, что такое средние дистилляты. Согласно кодексу, значение показателя температуры кипения при атмосферном давлении 760 мм рт. ст. находится в диапазоне не ниже 215оС и не выше 360оС. Таким образом, все продукты, которые не входят в этот диапазон температуры кипения или якобы не входят (согласно данным производителя), не облагаются акцизом.

История вопроса такова. Весной 2015 года Минфин поднял вопрос о налогообложении средних дистиллятов и обратился к Минэнерго с просьбой определить параметры. В Минэнерго вывели цифры, приведенные ранее.

«В Минэнерго ошиблись, случайно или неслучайно», – рассказывают «Нефть и капитал» два участника рынка, пожелавшие остаться анонимными. Оказалось, что температура кипения в 215-360 оС не включает в себя самые распространенные заменители дизтоплива, включая судовое маловязкое топливо.

«Было большое совещание в Минэнерго. Присутствовали нефтекомпании и ученые, которые в один голос заявили, что эта температура кипения неправильная, поэтому очень легко обходить необходимость уплаты акцизов. По итогам совещания было поручено обратиться в Минфин, чтобы внести изменения», – рассказывает один из источников. Однако в числе нефтекомпаний есть и те, кто против изменения данных параметров, например, производители маловязкого судового топлива «Таиф» и «Танеко», рассказывают участники рынка. Все компании выдвигают свои предложения по температуре кипения или по плотности (сейчас в кодексе заложена плотность 750–930 кг/куб. м при температуре 20оС), есть новые предложения по сере (ввести параметр 5-10 ppm). В связи с большим разнообразием подобных предложений к консенсусу компаниям прийти сложно.

По словам Аркуши, если определение параметров средних дистиллятов не будет сделано в этом году, значит изменения в Налоговый кодекс не смогут вступить в силу с первого января 2017 года.

Что это означает для рынка? Во-первых, бюджет недополучает доходы от акцизов – это то, о чем говорит РТС в своем письме: «недополучение бюджетами различного уровня десятков, а то и сотен миллиардов рублей налоговых поступлений». Во-вторых, теряют нефтяники, так как вместо их качественного продукта покупают суррогат. В-третьих, страдают владельцы заправок.

«На рынке бензинов ситуация с качеством стабильная. Частные автомобилисты дорожат своими автомобилями и заправляются на легальных АЗС, которые находятся под пристальным вниманием контролирующих органов. Совсем иная ситуация с дизтопливом. Конкуренция на рынке перевозок высокая, и для перевозчиков важна экономия каждого рубля в себестоимости, даже в ущерб возможным последствиям из-за некачественного топлива, хотя ремонт топливной системы стоит огромных денег. О противопожарной безопасности, экологии, налогах и прочем говорить не приходится, об этом всегда думают потом», – говорят в ПТК.

В предложениях РТС для ФАС и Минэнерго вопросу о средних дистиллятах уделено особое внимание. Союз предлагает уточнить идентификационные признаки средних дистиллятов в Налоговом кодексе, повысить железнодорожный тариф на транспортировку дистиллята газового конденсата до уровня тарифа на перевозку дизельного топлива и внести изменения в нормативные правовые акты и документы, которые позволят исключить возможность реализации на АЗС нефтепродуктов, не являющимися автомобильным бензином и дизельным топливом.

Справка «Нефть и Капитал»

В состав Российского топливного союза (РТС) входят некоммерческие организации, созданные участниками рынка нефтепродуктов различных регионов России: Московский межрегиональный нефтяной союз, Московская топливная ассоциация, Владимирская, Рязанская, Костромская, Воронежская и Липецкая топливные ассоциации, некоммерческое партнерство «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга», Ленинградский, Тюменский и Алтайский топливные союзы, Ассоциация предприятий нефтепродуктообеспечения (Татарстан), Топливный союз республики Башкортостан, Сочинский деловой клуб, Ассоциация независимых нефтетрейдеров «ГСМ-Сибирь» (Новосибирская область), Ассоциация автозаправочных станций (республика Бурятия), некоммерческое партнерство владельцев автозаправочных станций Камчатки.

 

Комментарии
Конфереция