Нефтяные компании РФ способны переварить дополнительные налоги

Российская нефтяная промышленность наводнена наличностью и сможет выдержать запланированные $15 миллиардов дополнительных налогов в ближайшие шесть лет, сказал в интервью Рейтер глава налогового департамента Минфина Алексей Сазанов. “Свободный денежный поток в нефтяной отрасли в этом году будет 2,0 триллиона рублей. Это те деньги, которые они могут пустить либо на дивиденды, либо на выкуп акций, либо на погашение привлеченных займов. Это огромные цифры”, - сказал Сазанов. “При этом, у нефтяных компаний нет длинного инвестиционного цикла в отличие от большинства капиталоемких производств. Конечно, они делают большие инвестиции, но и окупаются они очень быстро, намного быстрее по сравнению с другими производствами. Поэтому, на мой взгляд, они сейчас находятся в очень хорошем положении”. “Достаточно посмотреть на выручку, чистую прибыль, свободный денежный поток и объем дивидендов этих компаний за последние пять лет и можно обнаружить, что, несмотря на жалобы на изменения в законодательстве и введение новых обременений, свободный денежный поток растет на 150 процентов, а объем дивидендных выплат практически удваивается. Когда наблюдаешь такие показатели, сложно говорить о том, что для компаний созданы трудные условия”. Российский бюджет не нуждается в срочных дополнительных средствах и в этом году будет профицитным, однако правительство ищет деньги для выполнения предвыборных обещаний президента Владимира Путина, зафиксированных в очередном майском указе. Для этого власти решили завершить налоговый маневр в нефтяной отрасли и повысили налог на добавленную стоимость (НДС) до 20 с 18 процентов. Налоговый маневр предусматривает обнуление в течение шести лет экспортной пошлины и одновременное повышение налога на добычу полезных ископаемых. Власти ждут, что бюджет получит не менее 1,0 триллиона рублей от изменений в налогообложении добычи и переработки нефти. “При сегодняшнем курсе и ценах на нефть любая скважина окупается за год-полтора, даже та, которая дает 10 тонн в сутки. В таких условиях странно говорить о стабильных условиях на годы”, - сказал Сазанов. “(Но) в любом случае мы будем стремиться гарантировать им стабильные условия. Мы будем стараться придерживаться тех правил, которые озвучили - о неизменности налогового законодательства. Надеюсь, нам удастся удержаться в течение этих шести лет в рамках озвученных обещаний”. ШЕРОХОВАТОСТИ По мнению Сазанова, власти почти целиком выполнили цели, которые преследовали, запуская маневр, начиная с отказа от скрытого субсидирования НПЗ и наведения порядка с раздачей льгот по экспортной пошлине, заканчивая дополнительными доходами в бюджет. “На мой взгляд, три стратегические цели, которые мы перед собой ставили, достигнуты на 70 процентов. Есть определенные пункты, против которых мы выступали - в части логистической компоненты, занимали более жесткую позицию по заводам, которые могли претендовать на отрицательный акциз. Поэтому налоговый маневр успешен на 70 процентов, но есть определенные шероховатости”. Сазанов допустил, что некоторые составляющие маневра, такие как отрицательный акциз и демпфирующая компонента, еще могут корректироваться в дальнейшем, если в процессе обнаружится, что не все так хорошо работает, как ожидали чиновники. С помощью отрицательного акциза крупным переработчикам постараются сохранить маржу, которую они имеют сейчас в результате того, что сумма экспортных пошлин на продукты переработки существенно ниже пошлины на нефть, из которой они получены. В случае превышения мировыми ценами на нефтепродукты установленных в законе фиксированных значений цен на бензин и дизтопливо для внутреннего рынка НПЗ будут получать частичную компенсацию в виде специальной демпфирующей надбавки. Даже с учетом демпфирующей и логистической компоненты доходы бюджета составят минимум триллион рублей за 6 лет при нефти $40 за баррель, уверен Сазанов, называя эту цифру заниженной. Изначально власти говорили о допдоходах от налогового маневра на уровне 1,6 триллиона рублей. “Нужно иметь в виду, что триллион, о котором мы говорим сейчас, – это заниженная цифра. Мы учитывали определенные условия: есть нерешенные вопросы с Белоруссией, также не все нефтяные компании удовлетворены. Когда мы говорим, что мы спустились от 1,6 триллиона до 1 триллиона рублей, это не совсем так. До триллиона мы еще не упали”. МИНУС 5-10% ФНБ По словам Сазанова, демпфирующая компонента начинает работать в минус для бюджета при цене $60 за баррель и выше. На размер демпфирующей компоненты сократятся покупки Минфином валюты, которая потом зачисляется в ФНБ, однако, по словам Сазанова, при любых сценариях она не превысит 10 процентов от общего объема трансферта в ФНБ ежегодно. “Демпфирующая компонента финансируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов, которые сейчас направляются на покупку валюты и зачисляются в ФНБ. Соответственно, демпфирующая компонента изменяет трансферт в ФНБ, но на расходные обязательства бюджета никак не влияет”, - сказал Сазанов. “Даже в самом худшем для нас сценарии трансферт в ФНБ в зависимости от цены нефти будет меньше всего на 5-10 процентов. Это достаточно терпимый уровень. И эти деньги – исключительно поддержка цен на топливо на внутреннем рынке, а не просто предоставление средств нефтяным компаниям”. Демпфирующая компонента при сегодняшних ценах в следующем году составит около 400 миллиардов рублей, сказал Сазанов, добавив, что эти деньги компании получат, если будут придерживаться целевого ориентира по цене топлива на внутреннем рынке, установленного правительством. “Нефтяные компании получают эти средства только в том случае, если они торгуют на внутреннем рынке от нашей целевой цены в диапазоне не более чем плюс 10 процентов. Если же они отбиваются от этой цены, то никакого трансферта не будет, демпфирующая компонента перестает работать, она обнуляется”. ДОСТИЖЕНИЕ Отрицательный акциз гораздо больше демпфирующей компоненты и сильно зависит от цен на нефть - при нефти $60 за баррель и курсе 58 рублей за $1 в следующем году в среднем по России он составит порядка 600 рублей на тонну, сказал Сазанов. “Это очень сильное заблуждение, что все компании в итоге получили отрицательный акциз. Если смотреть от общего количества тех, кто сейчас не совсем справедливо, по нашему мнению, получает экспортную субсидию и кому мы не хотели давать отрицательный акциз, то 2/3 компаний мы его не дали. Для нас это достижение, может быть не самое большое, но все же”. По мнению Сазанова, в результате модернизации НПЗ драматического сокращения темных нефтепродуктов не произойдет, а потому потерь для бюджета из-за роста отрицательного акциза и ускоренного падения поступлений от экспортной пошлины на мазут не предвидится. “Если бы мы, например, обнулили выпуск мазута в ближайшие пять лет, можно было бы говорить о радикальном влиянии. Но так как этого не будет, и мы, возможно, сократим выпуск мазута всего лишь на 10-15 процентов, отрицательный акциз подрастет совсем чуть-чуть”. Минэнерго допускало сокращение переработки нефти в РФ под влиянием налогового маневра на 15-17 миллионов тонн от текущего уровня с 2021-2022 года. Сазанов не видит в этом проблемы. “Это хорошо. Не думаю, что нам нужно более 240 миллионов тонн переработки”. По его словам, маневр не повлияет на добычу нефти компаниями, которая уже близка к 30-летнему максимуму. “Я могу сказать абсолютно точно, думаю, и нефтяные компании все с этим согласны, - в части добычи эффект от налогового маневра для компаний нулевой. Статус-кво сохраняется для них при любых возможных сценариях”.
Комментарии
Конфереция