Временный запрет на экспорт бензина позволит сдержать рост цен на топливо, но за это властям, возможно, придется расплачиваться с нефтяниками. “Ъ FM” пообщался с участниками рынка и выяснил, как будут работать новые ограничения. Из-за непрерывного роста оптовых цен на бензин в пятницу Минэнерго попросило правительство в ускоренном режиме ввести запрет на экспорт топлива. Но, как в понедельник сообщили источники «Интерфакса», запрет может коснуться только бензинов АИ-92 и АИ-95 и только на три месяца. Собеседники “Ъ FM” уверены, что эффект будет временным.
Биржевые цены на бензин бьют рекорды с начала текущего года. Только с июня котировки росли пять недель подряд, и сейчас стоимость тонны 92-го, как и 95-го, достигает почти 60 тыс. руб. А всего с начала года рост котировок составил примерно 30%. Последние несколько месяцев в правительстве неоднократно грозились ввести запрет на экспорт бензина. И только 30 июля Минэнерго попросило кабинет министров запустить процедуру в ускоренном режиме. Как выяснил «Интерфакс», речь идет только о 92-й и 95-й марках топлива и только на три месяца. Это может оказать влияние на рынок, считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша:
«Как временная мера это может помочь. Экспорт бензина пятого класса у нас, в общем-то, невелик, он во многом сократился: если раньше отправляли где-то по 70-80 тыс. тонн в неделю, то сейчас цифра снизилась примерно до 20 тыс. тонн. Но, тем не менее, все равно этот экспорт есть, и, конечно, его запрет поможет».
Запрет на экспорт бензина в Минэнерго называли в числе других дополнительных инструментов, которые должны стабилизировать ситуацию в стране. В мае, например, правительство скорректировало демпфер — механизм, по которому нефтяники получают компенсации из бюджета за дополнительные поставки топлива на внутренний рынок. Благодаря корректировке в этом году компании получат 60 млрд руб. вместо 40 млрд, подсчитывали в “Ъ”. Однако рост оптовых цен замедлился несущественно. И вряд ли запрет на экспорт поможет, считает президент Независимого топливного союза Павел Баженов:
«Надо что-то делать, но при этом к решительным мерам правительство пока не готово. Во-первых, не будем забывать, что у нас экспортируется всего порядка 10% от общего объема производства бензина. И второе — слишком долго эта мера анонсировалась и продолжает анонсироваться.
Вполне вероятно, что компании, понимая вероятность такого сценария, заключат сейчас долгосрочные контракты на объемы, которые должны уйти за эти три месяца. И будут выполнять эти уже заключенные контракты».
При этом генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов не исключает, что компании смогут и вовсе обходить запрет на экспорт бензина. Ведь у нефтяников останется возможность вывозить другие вида топлива. Поэтому эффективнее могла бы быть другая мера, считает эксперт:
«Реально может сработать, если экспорт бензина будет ограничиваться не директивными методами, а, например, за счет установления достаточно высокой запретительной экспортной пошлины. Причем не только на товарный бензин, но и вообще на все его варианты: на товарный бензин, на компоненты, на прямогонный бензин».
На фоне запрета на вывоз некоторых видов бензина не исключено, что нефтяники смогут потребовать компенсаций за упущенную выгоду. Сейчас власти слишком часто ограничивают поставки товаров за рубеж ради стабилизации внутренних цен. Не так давно кабинет министров ввел пошлины на экспорт металлов. В итоге некоторые производители повысили цены. Из-за чего компания «РЖД» накануне обратилась к вице-премьеру Андрею Белоусову с просьбой выдать им дополнительно 17 млрд руб. для компенсации расходов на материалы. Так что ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович не исключает, что и нефтяники попросят поддержки:
«Обязательно попросят. Это у нас вечно идет: сначала вводим высокие налоги, потом ужасаемся, вводим обратные акцизы.
Это же плохая история с точки зрения того, что нет системы долгосрочного планирования. Гораздо лучше иметь стабильную налоговую систему, чтобы бизнес смог рассчитывать свои доходы, чтобы Министерство финансов могло рассчитывать доходы в бюджет. Тут надо просто понять, что не бывает идеального решения в сфере бензина. Кто-то должен платить: либо население должно смириться с тем, что дорогой бензин, либо компании, которые будут финансировать переработку из других своих доходов, должны заплатить в бюджет и смириться с потерей части доходов».
Впрочем, собеседники “Ъ FM” не исключают, что планы ограничить экспорт связаны с грядущими выборами. В целом, по их словам, эта мера проблему не решит. Поэтому рассчитывать на дешевый бензин на заправках не приходится.
Автор: Владислав Викторов