Как стало известно “Ъ”, нефтяники столкнулись с отказами ОАО РЖД в
приеме груженых цистерн с НПЗ, в ряде случаев, по данным участников рынка и
логистов, к перевозке не принимается свыше 40% объема суточной погрузки.
Нефтяники говорят об угрозе срыва поставок на внутренний рынок, в ОАО РЖД
настаивают, что основная причина невыполнения плана — непредъявление груза к
перевозке: это подтверждается отметками грузоотправителя в системе суточного
планирования.
Нефтепереработчики жалуются на
неприем ОАО РЖД нефтепродуктов с НПЗ к перевозке или задержки с отгрузкой.
Входящий в контур «Роснефти» «РН-Транс» в письме главе ЦФТО ОАО РЖД Дмитрию
Муреву и начальнику Центральной дирекции движения ОАО РЖД Михаилу Глазкову от
28 января (есть у “Ъ”) констатирует тяжелую ситуацию с приемом к перевозке
груженого парка по Самарской группе НПЗ и Ангарской нефтехимической компании
(АНХК). Как сказано в письме, на 28 января в ожидании оформления простаивает
498 вагонов, доля непринятых к перевозке груженых вагонов от общей суточной
погрузки — 47% по Самарской группе НПЗ и 41% по АНХК.
Первый замгендиректора
«РН-Транса» Михаил Белоусов просит дать указания причастным руководителям
обеспечить своевременный прием груженых вагонов по станциям погрузки.
Похожее письмо (есть у “Ъ”) 28
января господин Белоусов направил начальнику Восточно-Сибирской железной дороги
Василию Фролову, отмечая, что за 27 дней января со станции Суховская не принято
по согласованному суточному клиентскому плану погрузки 703 вагона с АНХК.
«Отсутствие ритмичности по приему груза... создает риски срыва своевременной выгрузки
запланированных объемов в портах Дальнего Востока и, как следствие, смещение
танкерных партий, которые в условиях санкционного давления могут существенным
образом повлиять на работу ПАО НК "Роснефть"»,— указывается в письме.
В обращении от 30 января (“Ъ” также видел документ) «РН-Транс» отмечает
ограничения со стороны ОАО РЖД в части приема к перевозке минеральных масел со
станции Загородняя и этанола со станции Новокуйбышевская Куйбышевской железной
дороги. В «Роснефти» от комментариев отказались.
Другие нефтяники так же
испытывают сложности. 31 января начальник управления наземного транспорта
«Газпром нефти» Игорь Деревицкий направил Дмитрию Муреву письмо (есть у “Ъ”)
«касательно срыва поставок нефтепродуктов». Он информирует о рисках обеспечения
топливом российских потребителей в феврале из-за отказа ОАО РЖД в плановой
перевозке нефтепродуктов Омского, Московского НПЗ и Ярославского НОС. «Отказы
проявляются в виде массового (более 25% от заявленных объемов) отклонения заявок
на перевозку грузов формы ГУ-12»,— сообщается в письме. Так, на 30 января
отклонены заявки объемом 396,9 тыс. тонн, в том числе 242,9 тыс. тонн во
внутрироссийском и 154 тыс. тонн в экспортном сообщении. Как сказано в письме,
помимо угрозы срыва государственных задач по поставкам нефтепродуктов на
внутренний рынок ситуация приведет к разгрузке НПЗ и снижению грузопредъявления
на железнодорожный транспорт с недополучением ОАО РЖД тарифной выручки в 800
млн руб. В «Газпром нефти» “Ъ” сообщили, что находятся в постоянном
конструктивном диалоге с ОАО РЖД и «все возникающие вопросы, связанные с
перевозкой нефтепродуктов, решаются в рабочем взаимодействии».
Один из источников “Ъ” в отрасли
говорит, что с момента вступления в начале 2025 года в силу правил недискриминационного
доступа (ПНД), где нефтепродукты утратили приоритет, ОАО РЖД стало легче
объяснять сложности с их вывозом с заводов.
Хотя ПНД, говорит другой
собеседник “Ъ”, не касаются объемов и ими странно объяснять, почему на февраль
согласовывают меньше заявок, чем на январь. По рабочей информации, говорит
источник, по итогам первой недели февраля среднесуточная погрузка нефти и
нефтепродуктов сократилась на 16% год к году и на 12% к январю. «Если возлагать
вину на ПНД,— говорит он,— ОАО РЖД должно показать, кто поехал выше
нефтепродуктов, а оно не может: угольные соглашения на этот год очень узкие,
тезис про рост контейнеров не подтверждается». И ОАО РЖД, продолжает источник
“Ъ”, срезает заявки по нефтеналиву по стандартным, а не новым направлениям. Третий
собеседник “Ъ” называет одной из причин сбоев в отгрузке дефицит работников на
самих НПЗ, в частности наливщиков, из-за чего срываются сроки выхода вагонов с
завода. «А если вагон не предъявлен к перевозке в конкретную дату,
"пропихнуть" его в другие даты почти невозможно, так как мощности
железной дороги забронированы другими грузами по ПНД»,— добавляет он.
В ОАО РЖД отметили, что перевозки
нефтепродуктов, особенно во внутреннем сообщении, находятся на особом контроле
и пользуются повышенным приоритетом при согласовании отправки по лимитирующим
направлениям.
«Причины недогруза необходимо
рассматривать комплексно, разбираться в каждом конкретном случае, так как
выполнение плана зависит не только от возможностей ОАО РЖД»,— сказали в ОАО
РЖД.
Там уточнили, что по всем
площадкам «РН-Транса» объем согласованных заявок на февраль на 5% выше уровня
января. При этом, добавляют в ОАО РЖД, за первую декаду февраля площадками
«РН-Транса» не предъявлено к перевозке более 450 тыс. тонн согласованных
объемов, в том числе по АНКХ — 24,2% от плана, по Самарской группе НПЗ — 21%.
За январь, согласно ОАО РЖД, «РН-Транс» не предъявил 4,5% согласованных грузов.
У «Газпромнефть-Логистики», продолжают в монополии, общий согласованный объем
погрузки на февраль на 0,4% выше январского с учетом ожидаемого роста поставок
на экспорт на 13,5% и планируемого снижения внутренних поставок на 6,4%.
В ОАО РЖД указывают, что
непредъявление груза к перевозке по согласованным направлениям — основная
причина невыполнения плана, что подтверждается отметками грузоотправителя в
системе суточного планирования. Нефтеналивные грузы относятся к высокодоходной
категории, ОАО РЖД заинтересовано в каждой дополнительной тонне и совместно с нефтяниками
в оперативном режиме ищет возможности по увеличению отгрузки, отмечают в ОАО
РЖД.
Наталья Скорлыгина