В течение двух недель рынок смог отойти от шока, вызванного санкциями
США против более 180 танкеров, в основном перевозящих нефть из РФ. К концу
января ставки фрахта начали стабилизироваться, а поставщики — наверстывать
провал в отгрузках. В перспективе, полагают на рынке, объемы экспорта в большей
степени будут зависеть не от цены логистики и стоимости нефти, а от условий
ОПЕК+.
Судовладельцы и экспортеры к
концу января начали постепенно адаптироваться к новым условиям с учетом
последних санкций США в отношении танкерного флота, перевозящего российскую
нефть, говорится в обзоре Центра ценовых индексов (ЦЦИ). По итогам недели, завершившейся
26 января, ставки фрахта из балтийских и черноморских портов снизились на 4–7%
неделя к неделе, а из Козьмино — замедлили рост, увеличившись на 14,3%.
В то же время ставки остаются
высокими, что привлекает судовладельцев, ранее не перевозивших российскую нефть
или перевозивших ее более полугода назад, отмечают в ЦЦИ. По данным аналитиков,
суда арабских и китайских компаний, долгое время работавшие у берегов
Сингапура, Китая и Персидского залива, направляются в Козьмино. А в порт
Приморск держат курс несколько греческих танкеров, основными районами плавания
которых в последнее время были Южная Америка, Мексиканский залив и
Средиземноморье.
По данным ЦЦИ, за неделю с 20 по
26 января экспорт российской нефти вырос на 41,7%, до 466 тыс. тонн в сутки.
Как поясняют аналитики, компании
вывозят объемы сырья, скопившиеся с 10 января, из-за чего уровень экспорта
превышает средние значения ноября и декабря прошлого года на 20–30 тыс. тонн в
сутки. В частности, поставки сорта ESPO выросли почти в два раза, до 144 тыс.
тонн в сутки. В два раза, до 28 тыс. тонн в сутки, увеличились и отгрузки нефти
Sokol с терминала Де-Кастри в Хабаровском крае. Также возобновились поставки из
Мурманска на уровне 56,6 тыс. тонн в сутки. Экспорт Urals, согласно ЦЦИ,
снизился на 12,2%, до 209 тыс. тонн в сутки, из-за перерыва в погрузке в
Усть-Луге. Но рост поставок из Новороссийска почти на 14%, до 58 тыс. тонн в
сутки, частично компенсировал снижение на Балтике.
В начале месяца февральский
экспорт прогнозировался на уровне декабря—января — около 440–460 тыс. тонн в
сутки. Сейчас рынок ожидает дополнительного роста на 20–30 тыс. тонн в сутки,
говорит старший аналитик ЦЦИ Алексей Политов. По его оценкам, ставки из Балтики
до Индии в феврале будут на уровне $10 за баррель, до Китая — $13–14 за
баррель. Ставки из Козьмино до Китая, полагает эксперт, уже нащупали плато и в
феврале будут около $8–9 за баррель.
Рост стоимости логистики и
вынужденные скидки привели к расширению дисконта на нефть Urals к 26 января на
$0,8–1,2 на баррель относительно середины месяца.
По данным ЦЦИ, это вкупе с
падением котировок эталонных марок WTI и Brent способствовало снижению цен на
российский экспортный сорт на 5,4% впервые с начала года. Средняя цена на Urals
в портах РФ составила $65 за баррель, указывают аналитики.
Собеседники “Ъ” на рынке,
впрочем, говорят, что активный рост отгрузок, отмеченный в конце февраля,
постепенно возвращается к обычным значениям или снижается. По их словам,
ключевым условием для принятия решения о покупке нефти выступает цена на базисе
покупателя. Источники “Ъ” отмечают, что в 2025 году нефтекомпаниям грозит ряд
рисков, включая торговые войны США с Китаем, Канадой и потенциально с ЕС,
которые могут угнетать экономическую активность, а также выход на рынок новых
добычных проектов вне ОПЕК. «В условиях торговых войн привлекательность
российской нефти может вырасти просто из-за важности диверсификации для
потребителей»,— говорит один из источников “Ъ”.
По итогам 2025 года участники
рынка ожидают роста российского экспорта нефти. Но, отмечают они, положительная
динамика будет связана не с высокой стоимостью фрахта и низкими ценами на
сырье, а с постепенным наращиванием квот ОПЕК+. Один из собеседников “Ъ”
указывает, что ключевыми потребителями нефти РФ в случае сохранения санкций
останутся Китай и Индия.
Министерский мониторинговый
комитет ОПЕК+ на заседании 3 февраля сохранил текущие параметры ограничения
добычи, следует из коммюнике альянса. Квоты пока установлены до конца 2026
года, а восемь стран-добровольцев, включая РФ, сохраняют добровольные
ограничения (см. “Ъ” от 5 декабря 2024 года).
Ольга Мордюшенко