«Транснефть», прокачка нефти по системе которой может по итогам года упасть на 10%, пока не ожидает роста транспортировки и в 2021 году. По мнению компании, поставки сырья будет сдерживать договоренность об ограничении добычи в рамках ОПЕК+, хотя «Транснефть» может пересмотреть эту оценку по итогам первого квартала 2021 года. Несмотря на сокращение выручки «Транснефти», эксперты считают, что состояние монополии остается стабильным, и сомневаются, что государство позволит ей платить более низкие дивиденды.
Объемы прокачки «Транснефти» в 2021 году, исходя из консервативного сценария, останутся на уровне 2020 года — 440–450 млн тонн нефти, сообщил первый вице-президент компании Максим Гришанин в ходе телеконференции. По прогнозам монополии, в целом по году ее грузооборот снизится на 10% из-за действия соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи нефти и падения спроса на это сырье. При этом удельные операционные расходы компании вырастут. Господин Гришанин добавил, что «Транснефть» может скорректировать свой план прокачки после того, как в первом квартале 2021 года будут сформированы окончательные договоренности сделки по ограничению добычи нефти. Участники ОПЕК+ 5 декабря договорились, что с января будут пересматривать размер квот каждый месяц.
За девять месяцев 2020 года транспортировка нефти по системе «Транснефти» упала на 7,5%, до 334,8 млн тонн.
Что касается принадлежащего «Транснефти» НМТП, то перевалка сухих грузов снизилась на 11% (до 18,9 млн тонн). Но, как пояснил Максим Гришанин, компания рассчитывает «выравнять» этот показатель до конца года. В то же время компенсировать снижение перевалки наливных грузов — на 24%, до 73,8 млн тонн — «Транснефти» не удастся.
Компания также сообщила, что в 2021 году рассчитывает произвести окончательные расчеты с потребителями за поставки загрязненной хлорсоединениями нефти в апреле 2019 года по нефтепроводу «Дружба». По словам Максима Гришанина, компания уже выплатила $143,6 млн, что составляет более половины общей суммы компенсаций. «Надеемся, к концу года урегулируем еще один объем с одним нашим грузоотправителем. И работа закончится к середине следующего года, но это наша оценка»,— сказал он. Предельный размер компенсаций совет директоров «Транснефти» утвердил на уровне $15 за баррель некондиционной нефти, компания создала резерв в размере 26,07 млрд руб. для их выплаты.
По расчетам Сергея Гарамиты из Райффайзенбанка, EBITDA «Транснефти» может по итогам 2020 года снизиться на 13,4% (65 млрд руб.) по сравнению с прошлым годом, а негативный эффект на дивидендную базу он оценивает в размере до 25 млрд руб. При этом падение совокупных инвестиций может составить 70 млрд руб., считает эксперт.
Таким образом, говорит он, рисков для свободного денежного потока с учетом падения инвестиций нет. Господин Гарамита полагает, что в связи с этим государство может поднять вопрос увеличения дивидендных выплат «Транснефти» уже за этот год, если только компания не договорится с правительством о переходе на расчет дивидендов от свободного денежного потока (сейчас это доля от чистой прибыли по МСФО). Что касается следующего года, если даже прокачка останется на текущем уровне, индексация тарифов должна компенсировать небольшой рост капвложений, полагает аналитик.
Директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Шураков полагает, что выручка «Транснефти» в текущем году может снизиться примерно на 8–10% относительно показателей прошлого года. В следующем году эксперт ожидает роста выручки примерно на 7–9% как за счет восстановительного роста транспортировки нефти, так и за счет индексации тарифов по действующей формуле «инфляция минус». По оценкам НКР, операционный денежный поток в 2020 и 2021 годах позволяет «Транснефти» финансировать инвестпрограмму без привлечения долга.
Ольга Мордюшенко