Многочисленные аварии на НПЗ и ограничение экспорта топлива негативно
отразились на объемах переработки нефти. По данным “Ъ”, в 2024 году поставки
сырья на НПЗ сократились на 2,5% год к году, до 271,4 млн тонн. Переработка, по
данным правительства, снизилась на 3,1%, до 266,5 млн тонн, выпуск бензинов
упал на 6,4%, до 41,1 млн тонн. В этом году показатели будут также напрямую
зависеть от числа внеплановых ремонтов на заводах, считают участники рынка.
Поставки нефти на российские НПЗ
по итогам 2024 года снизились на 2,5% относительно 2023 года, до 271,4 млн
тонн, сообщили источники “Ъ”, знакомые со статистикой Минэнерго. В прошлом
декабре на НПЗ было отгружено 23,7 млн тонн, что на 1,2% меньше, чем годом
ранее.
По данным собеседников “Ъ”,
независимые поставщики в 2024 году увеличили отгрузки на НПЗ на 21,8%, до 27,4
млн тонн, что соответствует 10% от всех поставок. «Газпром нефть» снизила
отгрузки на собственные и сторонние НПЗ на 2,2%, до 34,7 млн тонн, ЛУКОЙЛ — на
8,6%, до 41,5 млн тонн, «Роснефть» — на 7%, до 68,5 млн тонн. ННК нарастила
поставки сырья на заводы на 6%, до 12,2 млн тонн. Отгрузки «Сургутнефтегаза»
остались на уровне прошлого года — 27,1 млн тонн.
В крупных нефтекомпаниях и
Минэнерго комментарии не предоставили. Глава «Газпром нефти» Александр Дюков
говорил, что по итогам прошлого года компания нарастила переработку и достигла
рекордного объема выпуска светлых нефтепродуктов, который продолжит расти в
2025 году.
Динамика сокращения загрузки НПЗ
в прошлом году примерно соответствует темпам снижения производства нефти в
России.
Как сообщал вице-премьер
Александр Новак, в 2024 году добыча нефти с конденсатом снизилась на 2,75%, до
516 млн тонн. Первичная переработка нефти, по его данным, снизилась на 3,1%, до
266,5 млн тонн, производство бензинов — на 6,4%, до 41,1 млн тонн, дизтоплива —
на 7,4%, до 81,6 млн. Глубина переработки выросла с 84,1% до 84,4%.
Собеседники “Ъ” на рынке называют
одним из ключевых факторов влияния на объемы производства топлива в РФ
многочисленные внеплановые ремонты на заводах, связанные как с поломкой
оборудования, так и с атаками беспилотников. К примеру, в первые месяцы 2024
года вышла из строя установка каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ
ЛУКОЙЛа, а также сообщалось о приостановке производства на Волгоградском НПЗ
компании. В прошлом марте, передавал Reuters, приостанавливал работу
Куйбышевский НПЗ «Роснефти».
Источники “Ъ” в том же месяце
рассказывали о повреждении Сызранского НПЗ компании. Помимо того, в прошлом
году были сообщения об инцидентах на Туапсинском НПЗ «Роснефти», на
«Славнефть-Ярославнефтеоргсинтезе» (совместное предприятие «Газпром нефти» и
«Роснефти»), Московском НПЗ «Газпром нефти» и т. д.
Александр Новак, вице-премьер, о топливном рынке в интервью «России 24»
в декабре 2024 года:
«Мы будем производить больше и... у нас ситуация будет более
сбалансирована».
На объемы переработки негативно
влиял и действовавший несколько месяцев запрет на экспорт бензина. Изначально
его ввели с 1 марта по 31 августа, но приостанавливали эмбарго с 20 мая до
конца июля. Затем меру продлили с 1 сентября до конца 2024 года. Но в прошлом
ноябре правительство вывело из-под действия запрета производителей топлива. Для
последних разрешение на экспорт бензина продлено до конца февраля (см. “Ъ” от
29 января).
Партнер по консалтингу NEFT
Research Александр Котов говорит, что в 2025 году объемы выпуска топлива будут
напрямую зависеть от ситуации с внеплановыми остановками НПЗ и проблем на
железной дороге. Как напоминает эксперт, в 2024 году из-за дефицита цистерн не
обеспечивался своевременный вывоз товарных нефтепродуктов с НПЗ. В январе,
продолжает он, отмечено несколько атак на заводы и ситуация на железной дороге
по-прежнему напряженная.
По мнению аналитика, в 2025 году
можно будет считать успехом выход на показатели общей переработки и выпуска
основных видов топлива на уровне 2023 года. Это, говорит Александр Котов,
позволит нарастить экспорт нефтепродуктов, компенсируя снижение экспорта нефти,
а также обеспечить внутренний рынок топлива без возникновения локальных
дефицитов. Но, подчеркивает эксперт, само по себе увеличение нефтепереработки
не даст, например, существенного прироста выпуска высокооктановых бензинов, с
которыми и наблюдались основные проблемы в 2024 году. Новых установок
бензинового пула за год не ввели и речь может идти только о дозагрузке существующих
мощностей, говорит он.
Ольга Мордюшенко, Татьяна Дятел